Контактор или пускатель в чем разница: Простое отличие пускателя от контактора по ГОСТ и правилам.

Простое отличие пускателя от контактора по ГОСТ и правилам.

Даже среди профессиональных электриков нередко возникают жаркие споры, какой коммутационный аппарат считать пускателем, а какой контактором.

Не особо разбирающиеся, и то и другое попросту называют пускачами. Что уж говорить о рядовых потребителях, которые с этими устройствами могут столкнуться всего пару раз за всю жизнь.

Давайте рассмотрим отличия пускателя от контактора, согласно действующей нормативной документации и поставим точку в этом споре раз и навсегда.

Ошибки при выборе

Некоторые ошибочно в первую очередь смотрят на дугогасительные камеры, считая, что если они есть, тогда перед ними контактор.

Якобы они нужны для гашения токов, начиная с 5-й величины. Пятая величина – ток равный I=100А.

При этом думая, что пускатель рассчитан только на малые токи (до 100А).

Сторонники данной классификации даже придумали собственную градацию:

  • реле – это устройства для малых токов
  • пускатели – для средних
  • контакторы – для больших токов

Все это конечно не соответствует действительности. В таких заблуждениях, скорее всего, виновата одна довольно популярная марка, а именно ПМЛ.

У этих моделей пускатели рассчитаны на токи от 10 до 100А, а контакторы от 10 до 800А. Отсюда и пошла неразбериха.

ПМЛКМЭПАЕПМА

Якобы, если устройство более 100А, значит оно относится к контакторам. На некоторых упаковках даже указываются, казалось бы, прямо противоположные надписи. С одной стороны пишется:

  • ПМ – пускатель магнитный

И тут же с другой:

  • Contactor

Чему верить и что говорят об этом правила и документация? Чтобы это понять, в первую очередь найдем определения этих устройств и посмотрим в чем заключаются отличия.

Что такое контактор

Вот что говорит об этом действующий на данный момент ГОСТ 17703-72 “Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия.”

Здесь в качестве самовозврата используется пружина. Возможность частых коммутаций токов обеспечивается самой конструкцией.



Некоторые вопросы возникают относительно последней формулировки – “приводимый в действие двигательным приводом”. Какой элемент считать двигательным приводом?

Чтобы разобраться, опять обратимся к ГОСТу и найдем соответствующее определение.



Можно ли считать, что в контакторе установлен эл.магнитный привод? Что об этом говорит другой ГОСТ 24856-2014 “Арматура трубопроводная. Термины и определения.”



Как видите, это именно то, что нужно. В нашем случае, подвижные контакты как раз таки и приводятся в действие эл.магнитным полем катушки.



Принцип действия в контакторах тянущий – при подаче напряжения часть сердечника втягивается и неподвижные контакты замыкаются с подвижными.

Однако помимо вышеприведенных определений контактора, есть еще несколько. Например, в СТО 173330282.27.010.001-2008 “Электроэнергетика. Термины и определения.” приведена более упрощенная формулировка:

А вот что говорится в ГОСТ 60309-4-2013 “Вилки, розетки и соединители промышленного назначения”.

Смысл во всех этих расшифровках названий один и тот же, и глобальных разночтений не наблюдается.

Теперь давайте рассмотрим определение пускателя.

Что такое пускатель

Разобраться в этом нам поможет ГОСТ Р 500030.4.4-2012 “Аппаратура распределения и управления низковольтная”.

Самое главное, что вы должны понять из этого определения:

Пускатель – это не одиночное устройство, это комбинация нескольких устройств, необходимых для пуска и остановки двигателя.

Например, в нем в качестве защиты от перегрузки может выступать тепловое реле.

Вытащите его, и ваш пускатель превратится в контактор. А еще в пускателях могут быть встроены защиты от обрыва фазы, от падения напряжения и др.

Все это и превращает обычный контактор в пускатель.

Исходя из этого и выводится главное правило, как отличить контактор от пускателя:

  • контактор – это ОДИНОЧНЫЙ двухпозиционный коммутационный аппарат
  • пускатель – это комбинация коммутационных устройств

Выходит, что контактор это всего лишь одна из частей комбинации или иными словами – часть пускателя.

Кстати, определение пускателя далеко не одно, их великое множество. И везде сказано про комбинацию устройств.

Таким образом, назначение устройства вытекает из самого названия “пускатель” – от слова “пуск” двигателя. Контактор от слова “контакт”, то есть просто коммутировать, соединять и разъединять цепь (без ее защиты).

Никакие другие самовольные интерпретации не имеют под собой нормативного обоснования. Чем чаще вы будете обращаться именно к документам, а не к “электрикам с опытом”, тем проще будет докопаться до истины и самое главное, всегда можно будет убедительно доказать свои слова и правоту.

Источник — Фарадей

Чем отличается контактор от магнитного пускателя

  • Статья
  • Видео

Контактор и пускатель предназначены для одного и того же – коммутации силовых цепей, а также цепи управления. Часто профессиональным наладчикам электрооборудования или, например, специалистам с дипломами ВУЗов не всегда удается обосновать, чем отличается контактор от магнитного пускателя. Ведь вроде бы обоими электротехническими изделиями выполняется ряд схожих функций. Однако некоторые отличия между ними все-таки есть.

  • Что общего между устройствами?
  • Отличия приспособлений
  • Итог

Что общего между устройствами?

Контактор, впрочем, как и магнитный пускатель, «занимается» коммутацией цепей, преимущественно силовых. Таким образом, применение обоих устройств целесообразно при запуске двигателей переменного тока или же при вводе/выводе ступеней сопротивлений в случае реостатного пуска.

Конструкция приспособлений может быть представлена одной или несколькими парами контактов для управляющей цепи – нормально замкнутыми или разомкнутыми. Кстати, визуально их можно даже не отличить в некоторых случаях, в чем вы можете убедиться, просмотрев фото:


Хотя мощные контакторы могут значительно отличаться, как этот:

Отличия приспособлений

Большому количеству торговых предприятий свойственно магнитный пускатель называть «малогабаритным контактором». Ведь если с ним сопоставить контактор, аналогичный по токовой нагрузке, то разница между их габаритами будет видна невооруженным глазом. К тому же, вес трехполюсного 100-амперного контактора достаточно высок, по сравнению со 100-амперным пускателем.

Следует учитывать, что обзавестись слаботочным контактором (например, 10-амперным) не удастся – их просто не производят. Звеном в слабых цепях сможет стать только магнитный пускатель.

Отличия приспособлений можно найти и в их конструкционных особенностях. Контактор обладает парой силовых контактов и достаточно громоздкими дугогасительными решетками. Таким образом, своего корпуса у приспособления нет, что требует его установки в таких местах, в которых он будет недоступен посторонним лицам и ограничен от попадания влаги.

Магнитный пускатель отличается тем, что снаружи покрыт пластиковым «панцирем», обеспечивающим силовым проводным контактам защиту. При этом приспособление не имеет дугогасительных камер, что тоже является отличием. Поэтому оно не используется для монтажа в мощных цепях с большим количеством коммутаций в связи с недостаточной защитой от дуговых разрядов.

При этом отличается пускатель от своего «конкурента» и более качественной защитой электрического оборудования, особенно при наличии дополнительного кожуха (в частности металлического). Это делает возможной установку устройства практически везде, чем, в свою очередь, похвастаться контактор не сможет.

Разница между электротехническими устройствами также обусловлена их назначением. Несмотря на то, что магнитный пускатель хорошо подходит к обогревателям, соленоидным катушкам, различным по мощности светильникам и прочим электроприемникам, по сути, он предназначен для асинхронных 3-х фазных двигателей на переменном токе.

В связи с этим конструкция каждого представлена 3-мя парными силовыми проводами. Его управляющим контактам приходится «заниматься» поддержанием включенного состояния устройства или, например, составлением сложных управляющих цепей с реверсивным пуском.

Контактор же отличается тем, что он коммутирует абсолютно все цепи переменного тока. Отсюда и отличия между устройствами по силовым проводам – контакторам «выделяются» наличием от 2-х до 4-х полюсов.

Итог

На самом деле можно сказать, что отличия между аппаратами являются достаточно условными. На практике разница между ними определяется назначением приспособления и ценовой политикой. Потребителю в любом случае удастся выбрать товар в соответствии со своими нуждами и потребностями, а разница в названии определяется производителями. Надеемся, мы помогли вам ответить на вопрос, чем отличается контактор от магнитного пускателя!

Напоследок советуем просмотреть полезное видео по теме:

Похожие материалы:

  • УЗО или дифавтомат – что лучше
  • Чем отличается зануление от заземления
  • Разница между электромеханическим УЗО и электронным

Основная разница между контактором и пускателем

Контакторы являются одним из наиболее распространенных и широко используемых устройств в области распределения электроэнергии. Контактор представляет собой переключатель с электрическим управлением. Это устройство, которое коммутирует более 15 ампер. Это специальный тип реле. Люди используют его для коммутации электрической цепи. Эта схема имеет гораздо более низкий уровень мощности.

Проводник предназначен для прямого подключения к сильноточным нагрузочным устройствам. Контактор используется для управления многими устройствами, такими как электродвигатели, освещение, отопление, батареи конденсаторов, тепловые испарители и т. д.

Особенности контактора

Вот несколько характеристик контактора:

  • Контактор состоит из электромагнитной системы, контактной системы и устройства гашения дуги.
  • В большинстве случаев контактор подходит с нормально разомкнутыми контактами, чтобы питание нагрузки отключалось при обесточивании катушки.
  • Компактный контактор легко монтируется в полевых условиях.
  • При отключении больших токов двигателя контактор контролирует и подавляет возникающую дугу.
  • Контактор не предназначен для прерывания тока короткого замыкания.
  • Контактор может иметь ток отключения от нескольких до тысяч ампер.
  • Контактор может иметь ДГ от 24 В до нескольких киловольт.
  • Контактор может быть достаточно маленьким, чтобы его можно было поднять одной рукой на метр сбоку.
  • Подрядчик может быстро отключить главные цепи переменного и постоянного тока.

Стартер

Стартер — это тип устройства или двигателя, который является электрическим. Он контролирует использование электроэнергии оборудованием. Как следует из названия, стартер «запускает» двигатели. Но он также останавливает, реверсирует, ускоряет и защищает двигатели. Это устройство используется для вращения или проворачивания двигателя внутреннего сгорания, чтобы начать его работу от собственной мощности. Но сам стартер может быть еще одним двигателем внутреннего сгорания в случае очень больших двигателей.

Двигатель внутреннего сгорания представляет собой систему с обратной связью, которая полагается на инерцию каждого цикла, чтобы инициировать следующий. В четырехтактном двигателе первые два такта приводятся в действие не самим двигателем, а стартером. Как только двигатель запускается, стартер больше не требуется, так как контур обратной связи становится самоподдерживающимся.

Характеристики стартера

Вот несколько характеристик стартера:

  • Стартер может быть электрическим, пневматическим или гидравлическим.
  • Пускатель состоит из двух строительных блоков: контакторов и устройств защиты от перегрузки.
  • Стартер крутит двигатель на определенной скорости, чтобы запустить его. Это заставляет двигатель всасывать топливо и воздух в цилиндры и сжимать их.
  • Стартер устанавливается внизу рядом с задней частью двигателя при переднемоторной компоновке.
  • Стартер пропускает сильный электрический ток по толстым проводам от аккумулятора.
  • Пусковому устройству нужен большой выключатель для работы с большим током вместо ручного выключателя.
  • Этот переключатель необходимо включать и выключать очень быстро, чтобы избежать опасного искрения.
  • Большая шестерня маховика на задней части двигателя входит в зацепление с шестернями стартера, вращая центральный коленчатый вал.
  • Стартер использует катушку зажигания для увеличения мощности перед включением.

«Это пускатель двигателя или контактор?»

Это очень часто задаваемый вопрос. И путаница тоже понятная. Поскольку контакторы и пускатели управляют электродвигателями, люди обычно используют эти два термина как синонимы. Катушка, контакты, дугогасительные камеры, использование более низкого управляющего напряжения, все эти механические элементы идентичны как в контакторе, так и в пускателе. Итак, каковы особенности, которые делают их разными?

Вот они:

  1. Контактор представляет собой переключатель с электрическим управлением, аналогичный реле. Для сравнения, стартер представляет собой контактор с дополнительным реле перегрузки.
  2. Контактор подает напряжение на катушку контактора для замыкания контактов, а также для подачи и прерывания питания в цепи. С другой стороны, в пускателе используются реле перегрузки для защиты двигателя от скачков нагрузки путем его отключения для предотвращения перегрева.
  3. Контактор не связан с перегрузкой, тогда как с пускателем у нас есть варианты для использования различных перегрузок.
  4. Контактор обычно классифицируется по допустимому напряжению, в отличие от пускателя, который обычно оценивается по допустимому току и мощности двигателя, с которым он совместим.
  5. Контактор предназначен исключительно для работы с нормально разомкнутыми контактами. Реле, с другой стороны, часто бывает нормально разомкнутым и/или нормально замкнутым, в зависимости от желаемой функции.

Публикации, которые могут вам понравиться

Основное отличие контактора от пускателя

Магнитный пускатель очень похож на магнитный контактор по конструкции и работе. Оба имеют функцию рабочих контактов, когда катушка находится под напряжением. Основное различие между контакторами и пускателями заключается в использовании в пускателе нагревательного элемента (чувствительная катушка, которая отслеживает выделение тепла чрезмерным током и изменениями температуры окружающей среды) для защиты двигателя от перегрева и обеспечения защиты нагрузки).

  • Связанная запись: Основное различие между предохранителем и автоматическим выключателем

A Пускатель двигателя представляет собой в основном контактор с дополнительным реле перегрузки, которое отключает напряжение катушки в случае перегрузки двигателя.

A Контактор

представляет собой переключатель электрического управления, аналогичный реле. Он используется для переключения тока на ВКЛ и ВЫКЛ цепи. Контактор не обеспечивает защиту от перегрузки. Применяется для управления контурами отопления, электродвигателем и автоматизированным промышленным оборудованием.

  • Запись по теме: Разница между батареей и конденсатором

A Пускатель двигателя представляет собой комбинированное устройство контактора и реле перегрузки. В пускателе двигателя контактор управляет подачей электрического тока к подключенному двигателю и многократно замыкает и размыкает (прерывает) силовую цепь от основного источника питания. Блок защиты от перегрузки в пускателе защищает двигатель от чрезмерного потребления тока, перегрева и перегорания цепи.

  • Связанный пост: Разница между автоматическими выключателями MCB, MCCB, ELCB и RCB, RCD или RCCB

A Контактор является отдельной частью пускателя двигателя, который также может использоваться в качестве устройства управления мощностью. Он используется там, где требуется частое размыкание и замыкание (ВКЛ.-ВЫКЛ.) электрического оборудования, такого как двигатели, освещение, нагреватели и т. д. Согласно NEMA, основная функция контактора заключается в неоднократном установлении и прерывании электрической цепи, т.е. и разорвать цепь нагрузки от источника питания.

A Контактор зависит от информации от системы управления пускателем двигателя и включает и выключает цепь двигателя.

A Пускатель двигателя получает информацию от контактора и систем контакторов для включения и выключения двигателя.

  • Связанная запись: Разница между автоматическим выключателем и изолятором/разъединителем

A Контактор функционирует так же, как автоматический выключатель или выключатель, но принцип работы отличается. Например, если переключатель или автоматический выключатель находится в положении ВКЛ., а система управления посылает «сигнал операции размыкания», она не разомкнет цепь, пока кто-нибудь не разомкнет выключатель вручную, иначе он расплавится или сгорит. Это не относится к контактору, т.е. если что-то случится с источником питания, подключенным к цепи контактора, цепь контактора немедленно разомкнет замкнутые контакты, удерживаемые находящейся под напряжением катушкой. Таким образом, контактор защищает двигатель и рабочий процесс цепи двигателя.

  • Сообщение по теме: Разница между реле и автоматическим выключателем

Пускатель двигателя может быть одиночным автоматическим выключателем или контактором, либо системой пускателей двигателя, автотрансформатором для снижения напряжения при пуске двигателя или полупроводниковым устройством, таким как VFD (преобразователь частоты), которое управляет формой волны, подаваемой на двигатель для управления запуском двигателя. Стартер рассчитан в амперах или связан с двигателем HP (номинальная мощность в лошадиных силах) и защищает цепь двигателя от скачков перегрузки и предотвращает перегрев.

Контактор является одной из модифицированных версий реле и частью пускателя двигателя.