Восстановление Ni─MH аккумуляторов


Ni─MH аккумуляторы рекламируются производителями, как батареи с большой энергоёмкостью, устойчивые к холоду, и лишённые недостатков кадмиевых. Действительно, этот тип батарей не имеет в своём составе такого вредного вещества, как кадмий. Производство и переработка Ni─MH аккумуляторов не имеют тех сложностей, что для Ni─Cd. Но некоторые недостатки кадмиевых батарей у них остались. К примеру, сохранился «эффект памяти». Да и вообще, Ni─MH очень чувствительны к режимам зарядки и разрядки. Для заряда никель─металлогидридных аккумуляторов требуются продвинутые устройства. Кроме того, чтобы продлить срок службы таких элементов, нужно их периодически восстанавливать. Поговорим о том, как это можно сделать.
Содержание статьи
О чём нужно помнить при эксплуатации Ni─MH аккумуляторов?
Для начала нужно отметить, что Ni-MH аккумуляторы дороже Ni─Cd. Правда, технологии не стоят на месте и цена этих типов батарей постепенно сравнивается. Речь в этом случае ведётся об аккумуляторах распространённого форм-фактора АА («пальчиковые») и ААА («мизинчиковые»). Никель-кадмиевые аккумуляторы имеют более выраженный «эффект памяти», но, тем не менее, никель─металлогидридные батареи то же сталкиваются с этой проблемой.
Никель─металлогидридные аккумуляторные батареи имеют меньшее количество циклов заряд-разряд. Первые ухудшения их эксплуатационных характеристик наблюдаются уже после 200─300 циклов заряд-разряд. Этот тип аккумуляторов имеет больший саморазряд по сравнению с Ni─Cd батарейками (примерно в 1,5 раза).
Стоит отметить и ещё один момент. Никель─металлогидридные батарейки могут отдавать большой ток, но не рекомендуется при разряде устанавливать значения, больше 0,5*С. Это приводит к значительному сокращению числа циклов заряд-разряд и уменьшению срока службы. Пока там, где требуются высокие разрядные токи, по-прежнему используются Ni─Cd аккумуляторы.
Не забывайте о том, что зарядное устройство для Ni─MH аккумуляторов будет без проблем работать с никель─кадмиевыми, но не наоборот.
Вернуться к содержанию
Зарядка никель─металлогидридных аккумуляторов
Зарядка никель─металлогидридных аккумуляторов бывает капельная и быстрая. Капельная зарядка не рекомендуется производителями из-за того, что при ней возникает сложность с определением прекращения подачи тока на аккумулятор. В результате может идти сильный перезаряд и деградация аккумуляторов. Как правило, заряд Ni─MH аккумуляторов выполняется при помощи быстрого или ускоренного варианта зарядки. При этом КПД зарядки выше, чем при капельной. Ток заряда в этом случае ставится 0,5─1С.
Быстрая зарядка никель─металлогидридных аккумуляторных элементов включает в себя несколько этапов:
- определение наличия батарейки;
- квалификация аккумулятора;
- предварительная зарядка;
- переход к быстрой зарядке;
- быстрая зарядка;
- дозарядка;
- поддерживающая зарядка.
В случае быстрой или ускоренной зарядки нужно иметь качественное ЗУ, которое может вести контроль окончания зарядки по нескольких независимым друг от друга критериям. В случае Ni─Cd аккумуляторов вполне достаточно контроля по дельте напряжения в конце заряда. В случае с никель─металлогидридными желательно, чтобы устройство вело контроль по температуре и её дельте, а также по общему времени заряда. Рекомендуем также прочитать статью о том, как заряжать Ni-MH аккумуляторы.
Восстановление Ni─MH аккумуляторов
Из-за «эффект памяти» никель─металлогидридные элементы могут терять значительную часть своей ёмкости. Он проявляется меньше, чем в никель─кадмиевых, но все равно присутствует. Эффект памяти проявляется при многократных циклах неполного разряда и последующего заряда. В результате такой эксплуатации аккумулятор «запоминает» всё меньшую нижнюю границу разряда, из-за чего уменьшается ёмкость. Часть активной массы аккумуляторной батареи выпадает из процесса.

Процесс деградации Ni─MH аккумуляторов
Для устранения этого эффекта рекомендуется регулярно проводить восстановление или тренировку аккумуляторов. Для этого зарядным устройством или лампочкой проводится разрядка батареи до 0,8─1 вольта, а затем полный процесс зарядки. Если аккумулятор не проходил восстановление длительное время, то рекомендуется сделать несколько таких циклов. Рекомендуемая периодичность такой тренировки – раз в месяц.
Важным моментом при восстановлении Ni─MH аккумуляторов является наличие у зарядного устройства функции разряда батареи с контролем по минимальному напряжению. Это нужно для того, чтобы не допустить глубокого разряда аккумулятора при восстановлении (ниже 0,8─1 вольта). Это незаменимо для тех случаев, когда вам неизвестна начальная степень заряда батарейки, и прикинуть примерное время разряда не представляется возможным.
Когда вы не знаете степень заряженности аккумуляторной батареи, разряжать лампочкой или другим сопротивлением его нужно под постоянным контролем напряжения. Иначе такое восстановление аккумуляторной батареи кончится её глубоким разрядом. Если вы делаете восстановление целой батареи, последовательно соединённых элементов, то сначала лучше провести их полную зарядку для выравнивания степени заряженности.
Вообще, по восстановлению никель─металлогидридных аккумуляторных батарей нужно отметить следующий момент. Если батарейка уже отработала несколько лет, то подобное восстановление полным разрядом и зарядом может оказаться бесполезным. Такое восстановление полезно в качестве периодической профилактики в процессе эксплуатации батареи. Дело в том, что в процессе эксплуатации Ni─MH аккумуляторов параллельно с возникновением «эффекта памяти» происходит изменение состава и объёма электролита. Для никель─кадмиевых батарей есть примеры восстановления с помощью доливки в элементы дистиллированной воды. Об этом говорилось в статье о восстановлении и ремонте Ni─Cd аккумуляторов.
Также хотелось бы отметить, что лучше всего проводить восстановление элементов по отдельности, а не всей аккумуляторной батареи целиком.
Вернуться к содержанию
Процессы взаимодействия элементов в аккумуляторной батарее
В заключение стоит рассмотреть состояние элементов в аккумуляторной батарее. Вы, наверняка, знаете, что никель─металлогидридные аккумуляторные батареи редко используются по одному элементу. Чаще они используются в наборе какой-нибудь аккумуляторной батареи. Например, аккумулятор для шуруповёрта с рабочим напряжением 14,4 вольта может набираться из 10─12 отдельных элементов, соединяемых последовательно.

Аккумуляторная батарея шуруповёрта Bosch
Разные элементы при производстве получают определённый разброс характеристик. У одних ёмкость больше, а у других меньше. В результате постоянной зарядки в связке элементы с меньшей ёмкостью постоянно перезаряжаются. Из-за этого идёт их быстрая деградация. Если же в сборке есть закороченные элементы, то из-за этого будет идти постоянный перезаряд остальных.
Батарейки с меньшей ёмкостью будут деградировать и при разрядке. Они разряжаются раньше, чем остальные элементы. Дальнейшая разрядка приводит к их глубокому разряду, а иногда переполюсовке. Поэтому, ремонт аккумулятора шуруповёрта часто делается простым набором исправных элементов из основной и запасной батареи.
При эксплуатации по возможности нужно стремиться к тому, чтобы степень заряженности отдельных батареек была одинаковой. Так, что при периодическом восстановлении можно проводить тренировку элементов по отдельности.
При балансировке, если аккумуляторная батарея сильно разряжена (менее 0,8 вольта), проводится зарядка до напряжения 1 вольт током 0,1*С. Далее ведётся зарядка током 0,3*С, ограниченная по времени 4─5 часов. Несколько циклов заряд-разряд рекомендуется делать в случае длительного хранения аккумулятора перед тем, как его использовать.
Если у Вас есть чем дополнить статью, а также дополнения и исправления, пишите в комментариях. Оцените материал и примите участие в опросе ниже. Это поможет нам сделать сайт лучше. Удачного восстановления Ni─MH аккумуляторов!
Вернуться к содержанию
простые способы тренировки и восстановление металлогидридной батареи
Элементы с высокой энергоемкостью, которые не боятся холода, — вот как позиционируются NiMH аккумуляторы. Эти батареи, по заверениям производителей, лишены недостатков кадмиевых аналогов. Производство и переработка таких аккумуляторов происходит значительно проще. Однако некоторые минусы у них все-таки есть. Вот почему важно знать, как восстановить NiMH аккумулятор.
Проблемы подобных батарей
Есть несколько причин, по которым этот тип АКБ невозможно назвать идеальным. Их немного, но они существенные:
- Так называемый эффект памяти никуда не делся.
- Для зарядки нужны продвинутые устройства.
- Высокая чувствительность к режимам разрядки и зарядки.
- Наконец, необходимо периодически производить восстановление NiMH аккумуляторов, ведь это поможет продлить срок службы устройства.
Кроме того, эти аккумуляторы дороже, чем кадмиевые. Впрочем, этот минус со временем исчезнет, чего нельзя сказать о меньшем числе циклов заряд-разряд.
Сразу после 200 циклов уже могут наблюдаться ухудшения в их работе. К тому же саморазряд превышает оный у кадмиевых в 1,5 раза.
Правила восстановления АКБ
Поскольку память у этих элементов теряется, они могут в значительной степени потерять емкость. Да, это не столь серьезная проблема, как на кадмиевых аккумуляторах, однако она дает о себе знать.
Данный эффект проявляется в случае, если аккумулятор много раз не полностью заряжался. Таким образом и происходит запоминание новой границы заряда, и емкость сокращается. Естественно, это уменьшает потенциал батареи, ее эффективность.
Однако восстановление никель-металл-гидридных аккумуляторов помогает обеспечить полную реализацию потенциала подобных батарей.
Для этого нужно:
Лампочкой или зарядным устройством разрядить батарею до диапазона от 0,8 Вольта до 1 Вольта.
- Произвести полный процесс зарядки.
- В случае если восстановление не производилось долгий период времени, стоит сделать несколько циклов.
Рекомендуется производить этот процесс один раз в течение месяца.
Обычно емкость сокращается не более чем на 5%. В таком случае восстановление NiMH аккумуляторов — вполне оправданный процесс. Главное — использовать зарядное устройство, обладающее контролем по минимальному напряжению, чтобы разряд не был глубоким. Правильно производить этот процесс с каждым элементом батареи по отдельности.
Эффективность процедуры
Если аккумулятор отработал уже несколько лет, то данная процедура может оказаться бесполезной. Восстановление металлогидридных аккумуляторов помогает, скорее, не как универсальное решение проблемы, а как постоянная ее профилактика, длящаяся на протяжении всего процесса эксплуатации.
Восстановить NiMH аккумулятор самостоятельно не составит труда. Главное — не забывать о том, что зарядное устройство должно иметь контроль по минимальному напряжению. Не следует производить одновременное восстановление аккумулятора целиком.
Опыт автолюбителей
При восстановлении лучше повторяйте несколько циклов заряда и разряда, даже если выполняли эту процедуру совсем недавно. Только так можно добиться гарантированного результата. Но ни в коем случае не допускайте полного разряда. Это не только сделает операцию бессмысленной, но может также испортить батарею.
Евгений Казаков
Не забывайте про контроль по минимальному напряжению, иначе можно испортить устройство. Однажды я так потерял почти новую аккумуляторную батарею, ей было всего три года. Пришлось брать новую, теперь никогда не допускаю подобных оплошностей. Отказываться от этой процедуры все равно не стоит, ведь если пренебрегать ей, то это сильно скажется на продолжительности службы АКБ.
Анатолий Кузнецов
Когда друзья просили помочь с их автомобилями из-за проблем с АКБ, всегда начинал ремонт с восстановления батареи. Кому-то это помогает, другим — нет. Чтобы устройство прослужило больше семи лет, нужно всегда за ним ухаживать, а не только при возникновении трудностей. Как минимум надо проверять, что параметры исходящего тогда не поменялись.
Алексей Миронов
Несколько лет пользовался батареей и ничего с ней не делал. Когда автомобиль стал плохо заводиться, понял, что проблема вызвана нарушением функциональности АКБ. Неоднократно проводил восстановление, но ситуация не изменилась. Более опытный друг пояснил, что это связано с неправильной эксплуатацией — батарею нужно было регулярно тренировать, тогда бы такого не случилось. Еще полгода катался с ней, а потом купил новую.
Сергей Петухов
Если вовремя проводить тренировку, то никаких особых проблем не будет. Надо просто бережно ухаживать за устройством и следить за изменение параметров, своевременно измерять плотность. А также лучше не допускать полного разряда батареи. Хотя состав NiMH нормально переносит подобные ситуации, будет лучше, если удастся их избежать.
Андрей Иванов
Восстановление ni mh аккумуляторов: как нужно проводить
Никель-металлогидридные батареи чувствительны к разряду и заряду, заряжать их нужно специальными устройствами. Со временем происходит саморазряд, поэтому нужно периодически выполнять восстановление Ni-Mh-аккумуляторов. Существует несколько способов увеличения емкости, продлевающих срок службы АКБ.


Узнайте как восстановить ni mh аккумуляторы.
О чем нужно помнить при эксплуатации Ni-Mh-аккумуляторов
При использовании батареек никель-металлогидридного типа принимают во внимание такие моменты:
- Увеличенная стоимость.
Такие аккумуляторы в 1,5-2 раза дороже никель-кадмиевых. Внедрение новых технологий позволяет постепенно сравнять стоимости. Подобное характерно для стандартных источников питания типа АА или ААА. - Наличие эффекта памяти.
При регулярном недозаряде батарея перестает полностью восстанавливать мощность. В никель-металлогидридных АКБ этот эффект менее выражен, чем в предыдущих моделях. - Чувствительность к частой зарядке.
Рабочие качества изделий ухудшаются уже после 300 цикла. - Высокая степень саморазряда.
Срок хранения батарейки никель-металлогидридного типа в 1,5 раза меньше такового у других видов. - Необходимость правильного выбора силы тока.
Источник питания подает достаточно высокое напряжение. Однако мощность подаваемого заряда не должна превышать 0,5*С. Несоблюдение этого правила снижает срок эксплуатации никелевых источников электрической энергии. Никель-кадмиевые аккумуляторы менее чувствительны к подаче мощного тока. - Необходимость использования специального зарядного устройства.
Прибор для Ni-MH-батарей можно использовать для зарядки кадмиевых АКБ, но не наоборот.
Зарядка никель-металлогидридных аккумуляторов
Никель-металлогидридные источники питания можно заряжать капельным или ускоренным методом. Первый способ использовать нежелательно, что объясняется сложностью определения времени прекращения подачи тока.
Аккумулятор может перезарядиться, что приведет к разрушению металлических пластин. Ускоренный метод зарядки обладает более высоким коэффициентом полезного действия. На выводы подается ток силой 0,5-1*С, где С – емкость источника питания.
Процесс восстановления мощности АКБ включает такие этапы:
- определение типа аккумулятора;
- предварительный этап;
- переходная стадия;
- быстрая зарядка;
- подача тока слабой силы, обеспечивающая дозарядку;
- поддержание заряда.
Для ускоренной зарядки используется качественное устройство, контролирующее начало и окончание процесса с учетом независимых критериев.
никель-кадмиевых элементов питания достаточно отслеживать кривую напряжения в конце зарядки. При восстановлении мощности металлогидридных элементов нужно контролировать температуру электролита и время подачи тока.
Восстановление Ni-Mh-аккумуляторов


Из-за эффекта памяти такие АКБ при неправильной эксплуатации утрачивают большую часть емкости. Подобное возникает при многократных неполных циклах зарядки.
Батарея запоминает степень разряда, что приводит к уменьшению емкости. Часть компонентов перестает участвовать в электрохимических реакциях.
Устранить эффект памяти помогает восстановление. Для этого АКБ разряжают до 1 В, подключая лампу или зарядное устройство. После этого элемент питания заряжают полностью. Если восстановление не выполнялось слишком долго, потребуется несколько циклов. Тренировку нужно проводить раз в месяц.
При этом учитывают такие моменты:
- Эффект памяти способствует снижению емкости на 5-10%. Восстановление этого параметра возможно за 1 цикл разряда и заряда. Вычислить емкость можно, разрядив заряженную батарею. Для этого измеряют время потери заряда и умножают полученный показатель на мощность потребителя энергии. Результат сравнивают с заявленным в инструкции значением. Некоторые ЗУ измеряют все показатели автоматически.
- Рекомендуется использовать зарядные устройства с функцией разряда. Прибор должен ограничивать минимальное напряжение. Это помогает избежать критического разряда элемента питания при восстановлении. Без такого устройства не обойтись при невозможности определения остаточной мощности АКБ и расчета предполагаемого времени разряда.
- При неизвестной степени заряда разряжать источник питания лампой нужно, непрерывно контролируя напряжение. Иначе батарея станет непригодной к дальнейшей эксплуатации. При восстановлении системы, состоящей из нескольких аккумуляторов, перед началом тренировки выравнивают степени заряженности. Для этого элементы полностью заряжают.
- Если аккумулятор функционирует не менее 5 лет, циклический метод восстановления может оказаться неэффективным. Тренировка считается профилактической мерой, направленной на поддержание работоспособности изделия. Вместе со снижением емкости изменяется состав и объем электролита. Поэтому периодически доливают очищенную воду или готовый кислотный раствор.
Процессы взаимодействия элементов в аккумуляторной батарее
Никель-металлогидридные аккумуляторы чаще всего состоят из нескольких элементов. Например, батарея шуруповерта состоит из 10 компонентов, соединяемых поочередно.
Элементы имеют разные характеристики, например большую или меньшую емкость.
Источники питания с небольшой мощностью заряжаются быстрее, что приводит к их разрушению. При коротком замыкании некоторых деталей происходит деградация остальных.
Срок службы батареек с меньшей емкостью короче. Ремонт аккумулятора осуществляют путем соединения исправных элементов основной и дополнительной АКБ.
При использовании устройства нужно поддерживать одинаковую степень заряженности компонентов системы. При необходимости выполняется отдельное восстановление элементов. Для этого батарею разбирают, что нередко вызывает затруднения.
Более простым методом является применение зарядных устройств, оснащенных функцией балансировки. Такой режим подходит для новых и критически разряженных источников питания. В течение 4-5 часов ЗУ подает ток силой 0,1*С, далее параметр увеличивается до 0,3*С. При длительном хранении батареи проводят несколько таких циклов.
Восстановление Ni─MH аккумулятора
Для продления срока эксплуатации приборов используют разные типы батареек, среди которых значатся кадмиевые и никелевые. Чтобы изделие прослужило дольше, необходимо восстановление Ni MH аккумуляторов. Процедуру восполнения заряда проводят поэтапно, соблюдая все рекомендации.
О чем нужно помнить при эксплуатации Ni MH аккумуляторов
Никель-металлогидридные аккумуляторы (Ni MH АКБ) имеют много преимуществ, но есть и недостатки, которые стоит учитывать во время их использования. По сравнению с никель-кадмиевыми АКБ, стоимость этих изделий выше. Ni MH АКБ отличаются меньшим количеством разрядов и зарядов. Ухудшение состояния батареи появляется через 200-300 циклов разряжения-заряжения.
Этот вид батареек отличается большим саморазрядом. Никель-металлогидридные изделия отдают большой ток, но значение выше 0,5 при разряде может привести к их быстрому разрушению и сокращению количества разрядов-зарядов. Для высоких разрядов тока рекомендуется использовать никель-кадмиевые аккумуляторы, которые можно заряжать зарядным устройством от никель-металлогидридных конструкций, но не наоборот.
Для восполнения энергетического уровня в никель-металлогидридных АКБ используют прямой и капельный способы. По рекомендации производителя капельным методом пользуются редко, так как сложно определить остановку подачи тока на батарею. Этот процесс может привести к сильному переразряду или поломке изделия. Для зарядки Ni MH аккумулятора в большинстве случаев применяют ускоренный или быстрый вариант. КПД заряда будет выше, чем при капельном заряжении.
Показатель напряжения при этом составляет 0,5-1 С. Процедура включает в себя:
- определение присутствия АКБ;
- установка типа батарейки;
- предварительное заряжение;
- переход к быстрой зарядке;
- дозаряд;
- поддерживающее заряжение.
Для быстрого или ускоренного метода зарядки потребуется качественное зарядное устройство, контролирующее окончание восполнения энергии по критериям, которые не зависят друг от друга.
В случае с никель-металлогидридными изделиями зарядное устройство (ЗУ) нужно контролировать по температуре, дельте и общему времени заряжения.
Восстановление Ni MH аккумуляторов
Для восполнения уровня заряда потребуются:
- лампочки;
- ЗУ;
- опыт работы с электрическими приборами.
Сначала нужно выполнить тренировку элементов аккумулятора с помощью 1-2 циклов полного разряжения и заряжения. Уровень напряжения при разрядке должен опуститься до 1 В. Каждую деталь разряжают отдельно, ведь батарейки различаются способностью принимать ток.
Процесс усиливается при проведении заряжения без тренировки.
Разряжение выполняют в специальном устройстве, предназначенном для индивидуальной обработки каждого элемента АКБ. Если в приборе отсутствует индикатор контроля напряжения, то нужно следить за яркостью лампочки и выполнять разрядку до снижения ее света. Для определения емкости аккумулятора засекают время горения лампочки.
В этом случае пригодится формула, в которой вместительность батареи равна току зарядки, умноженному на время заряжения. Если у пользователя есть АКБ с емкостью в 2500 мА, то он отдает в нагрузку ток 0,75 А за 3,5 часа. Когда на разряжение потребовалось меньше времени, то и остаточная вместительность будет меньше. При заниженном показателе необходимо продолжить тренировку.
Для выполнения разрядки деталей можно использовать прибор, сконструированный из старого зарядного устройства. В нем будут присутствовать 4 лампочки. Когда ток разряжения в ней равен номинальному для аккумулятора или немного меньше него, то лампочку можно применять в качестве индикатора или нагрузки. В других ситуациях лампочку используют вместо индикатора для восстановления АКБ.
На резисторе устанавливают величину так, чтобы общий показатель сопротивления показывал значение около 1,6 Ом. Лампочку запрещается менять на светодиод. Когда каждый элемент будет разряжен полностью, выполняют их заряжение. Процедура занимает 1-10 минут.
Процессы взаимодействия элементов в аккумуляторной батарее
Никель-металлогидридные детали редко используют по отдельности. В большинстве случаев они входят в состав большой батареи. Для АКБ шуруповертов, рабочее напряжение которого составляет 14,4 В, потребуются 10-12 деталей, которые следует фиксировать по очереди. В производстве деталей для аккумулятора каждая из них получает свои характеристики. Одни имеют большую емкость, а другие отличаются небольшой вместительностью энергии.
Постоянная зарядка элементов связки с меньшей емкостью приводит к их перезаряжению. Из-за этого детали в один момент приходят в негодность. Когда в наборе присутствуют короткие батарейки, остальные будут регулярно перезаряжаться. Батареи с маленькой емкостью будут разрушаться и в процессе разряжения, сокращая срок службы. Такие элементы теряют энергию быстрее, чем другие. Дальнейшее снижение заряда может стать причиной переполюсовки или полного разряжения.
Во время использования АКБ нужно следить, чтобы степень заполненности элементов была на одном уровне. Поэтому тренировку деталей периодически проводят отдельно друг от друга. Сложность процедуры заключается в разборке набора. Для этого в зарядных устройствах установили специальный режим, который советуют включать в новых или полностью потерявших заряд АКБ.
Когда балансировка проводится с батареей низкого заряжения, составляющего менее 0,8 В, зарядка должна проходить при токе 0,1 С с постепенным увеличением показателя до 0,3 С на протяжении 4-5 часов. Если аккумулятор долго хранился и не использовался по назначению, то сначала проводят несколько циклов разрядов-зарядов перед эксплуатацией.
Держатели элементов АА. Попытка восстановить емкость отработанных NiCd и NiMh аккумуляторов.
Купил на Али кучку держателей для аккумуляторов (или просто батареек) формата АА… Вещь бывает нужна в хозяйстве, тем более, если собираешь или ремонтируешь какие-либо электронные приборы или гаджеты. Собственно больше то и писать о них было бы нечего (ну только оценить сопротивление контактов, померить длину проводков и оценить на зуб и глаз пластмассу — что будет в обзоре), но наткнулся на одну статью в интернете и родилась идея проверить, можно ли восстановить емкость отработавших свой срок NiCd и NiMh аккумуляторов, которых накопилось в хозяйстве, и выбросить их просто на свалку рука не поднимается, т.к такие элементы нужно сдавать на утилизацию… Что из этого получилось, и вообще получилось ли… Можно узнать прочитав обзор…Внимание — много фото, трафик!!!
Вот собственно, сама статья, которую я упоминал в оглавлении обзора…

Начал искать еще информацию про восстановление утративших емкость NiCd и NiMh АКБ и поиск привел меня на занимательную статью на английском, которую вы сможете прочитать пройдя по ссылке: batteryuniversity.com/learn/archive/memory_myth_or_fact Не знающие английский могут воспользоваться возможностями автоматического перевода на русский системой Google. Из статьи я вынес главное, что элементы NiCd и NiMh имеют память (у NiCd это очень выражено, у NiMh менее выражено, но все же эффект имеет место), и что бы продлить жизнь им, необходимо разряжать, до определенного напряжения перед зарядкой.

Наверное многие знают об этом, что производитель рекомендует разряжать аккумуляторы до остаточного напряжения 0.9-1В, а только потом ставить на зарядку. Но часто это игнорируется и со временем элементы теряют емкость, в них образуются кристаллы солей кадмия и никеля. И что бы их, хотя бы частично, разбить, нужно разряжать аккумуляторы небольшим током до остаточного напряжения 0.4-0.5В…
Кстати, немного о том, как устроен аккумулятор: Основу любого аккумулятора составляют положительный и отрицательный электроды. Разберем на основе NiCd аккумулятора. Положительный электрод (катод) содержит гидрооксид никеля NiOOH с графитовым порошком (5-8%), а отрицательный (анод) — металлический кадмий Cd в виде порошка.
Аккумуляторы этого типа часто называют рулонными, так как электроды скатаны в цилиндр (рулон) вместе с разделяющим слоем, помещены в металлический корпус и залиты электролитом. Разделитель (сепаратор), увлажненный электролитом, изолирует пластины друг от друга. Он изготавливается из нетканого материала, который должен быть устойчив к воздействию щелочи. Электролитом чаще всего выступает гидрооксид калия KOH с добавкой гидроксида лития LiOH, способствующего образованию никелатов лития и увеличения емкости на 20%.
Никель-металлогидридные аккумуляторы по своей конструкции являются аналогами никель-кадмиевых аккумуляторов, а по электрохимическим процессам — никель-водородных аккумуляторов. Удельная энергия Ni-MH-аккумулятора значительно выше удельной энергии Ni-Cd- и Ni-Н2-аккумуляторов
Аккумулятор NiMh (Никель-металлогидридный), устроен почти так же как NiCd:
Положительный и отрицательный электроды, разделенные сепаратором, свернуты в виде рулона, который вставлен в корпус и закрыт герметизирующей крышкой с прокладкой. Крышка имеет предохранительный клапан, срабатывающий при давлении 2-4 МПа в случае сбоя при эксплуатации аккумулятора.
Вооружившись знаниями, я решил попробовать собрать нечто подобное как в статье «Автоматическая разряжалка», и на практике проверить поможет это или нет, восстановить, хотя бы частично, утратившие емкость аккумуляторы… Собрал такое тестовое устройство по схеме приведенной в статье. В статье в качестве индикации была применена лампочка на 1В 75мА, уж не знаю где автор нашел такую. Так же в статье было предложено использовать светодиод, но эта идея не пройдет, поскольку все светодиоды при 1-1.5В не светят… Потому в качестве индикатора был применен амперметр…
Начальный ток разрядки свежезаряженной АКБ составляет 250мА, и постепенно падает. При остаточном напряжении в 1В, ток разряда снижается до 30-40мА, как раз примерно такой ток и нужен, что бы попытаться разбить кристаллы «шлака» в аккумуляторе…
Провел небольшое тестирования «убитого» радиотелефоном Ni-Mh аккумулятора формата ААА, всего было проведено 4 цикла заряда-разряда. Тестирование проводилось таким образом: Аккумулятор был разряжен до рекомендуемого производителем напряжения в 1В и был полностью заряжен при помощи автоматического Зарядного устройства Soshine (спасибо китайцам)
Зарядное устройство считает количество «закаченного» в АКБ заряда, конечно это неправильный способ оценки емкости, т.к нужно измерять емкость АКБ при разряде, а не заряде (в дальнейшем будем измерять емкость правильно), но косвенно можно судить, изменяется или нет емкость «убитого» аккумулятора…
Лирическое отступление
Кстати, на Муське, многие авторы этим «грешат», измеряя емкость аккумуляторов при помощи всеми любимого, «белого доктора»… Измерив «вдуваемый» в аккумулятор заряд, с важным видом рассуждают о емкости батареи, не учитывая, что не всё «вдутое» можно «выдуть» назад, а так же многочисленные потери энергии на саморазряд, нагрев батареи и т.п. Любой обзор девайса имеющего USB порт, считается не полным, если в нем нет фотографии «белого доктора». Китайцы вероятно обогатились на продажах этих супер-устройств для тестирования…))))
Полностью заряженный аккумулятор взял 480мА/ч «заряда» и был поставлен на разрядку в изготовленное разрядное устройство… Отсечка разрядки произошла при остаточном напряжении АКБ при 0.5В… Это значение зависит от параметров транзисторов, использованных в разрядном устройстве… Цикл Заряда-Разряда повторяли 4 раза… Результаты предварительного тестирования привожу ниже:
1- заряд — 680мА/ч
2- заряд — 726мА/ч
3- заряд — 737мА/ч
4- заряд — 814мА/ч
Что ж мы видим положительную динамику… По крайней мере, в аккумулятор входит все больше «заряда», но к сожалению это только косвенная оценка емкости, а что бы оценить точно, нужно разряжать аккумулятор измеряя емкость…
Чем мы и займемся далее))))
Для правильной оценки емкости аккумуляторов было заказано новое Зарядно-разрядное устройство ВМ200 в у китайцев… Оно способно разряжать АКБ и измерять емкость, это будет намного точнее…
Поскольку можно сразу же тестировать 4 АКБ, было решено переделать разряжалку, и сделать её тоже 4-х канальной. Зарядно-разрядное устройство ВМ200 конечно способно самостоятельно разряжать АКБ, но делает она это до остаточного напряжения 0.9В, а это мало, мне необходимо разрядить каждый элемент до 0.4В, потому была найдена схема другого разряжающего устройства в интернете
Я перевел эту схему на современные элементы и размножил до 4-х каналов…
Получилось вот такое разрядное устройство:
Поскольку во всех 4-х каналах, я выставляю одинаковое напряжение отсечки компараторов, то обошелся одним стабилитроном и одним построечным резистором на все четыре канала…
Для желающих повторить, даю ссылку на печатную плату, на ней все элементы подписаны
Вот тут-то мы и дошли до наших держателей для АКБ или батареек… Мне нужно было 4 шт, остальные уйдут «про запас»… Как обычно ссылка уже идет в «никуда», потому я поставил в заголовке аналогичный товар у другого продавца. Под спойлером прикладываю скриншот заказа, а то не поверят, что я заказываю запчасти у китайцев… ))))
Скрин заказа

Пока ко мне на всех парáх, на рикшах китайцы, в поте лица, везут мои 2 посылки, позволю себе короткое лирическое отступление… Обязательно найдутся пару читателей «муськи», которые скажут, что я занимаюсь фигней, тем более изготавливая печатные платы, и вообще надо не париться, а просто выкидывать отслужившие аккумуляторы… Возможно, это и правильно, но у каждого свой путь, кто-то водку пьет, кто-то в баню ходит, ну а мне нравится что-то созидать, пусть даже это кажется кому-то бессмысленным… Главное, что мне это нравится, ну а вам я желаю просто хорошо отдохнуть, читая мой обзор, может быть узнать что-то новое и обсудить это в комментариях, только не доводите споры до «холивара»… )))
Пока ждал посылку, сделал модуль индикации, вместо вольтметра для первого варианта платы, что на двух транзисторах…
развлекаюсь под спойлером
Это все сделано на микросхеме LM3914, практически по типовой схеме с даташита. Питание 5В от какой-то зарядки сотового телефона… На плате есть перемычка, которой можно переключать микросхему из режима «Точка», в режим «Столбик» и обратно…
обратная сторона

Когда горит один красный светодиод, напряжение на АКБ, равно 0.2В, когда горит весь столбик — значит на АКБ 1.2В. Каждый потухший светодиод сообщает, что напряжение на АКБ упало еще на 0.1В… Удобно использовать эту плату в виде вольтметра индикатора с довольно высокой точностью…
Наконец то обе посылки пришли, я не буду описывать распаковку, взвешивание, измерение размеров, ибо и так понятно, что держатели батареек формата АА, чуть больше самих батареек… Вот общий вид держателя.
Пластмасса упругая, держит аккумулятор хорошо, более того, довольно сложно пальцами вытащить батарейку, приходится поддевать каким-либо тонким предметом, отверткой, например.
Проверим сопротивление пружинного контакта. 2 миллиОма…
Длина проводов (красного и черного) около 15 см.
Настроим теперь напряжение отсечки компараторов, это можно сделать на любом канале из четырех. И проверим ток которым будут разряжаться наши аккумуляторы… Подаем на разрядное устройство 5В с какого то источника питания от сотового телефона. Видим что все светодиоды горят. Зеленый сигнализирует, что подключено питание, а красные 4 светодиода нам сообщают, что все компараторы находятся в закрытом состоянии, и разряд не происходит.
Описание процесса настройки и фотографии под спойлером
Присоединяем к первому каналу лабораторный блок питания и даем 1.2В — это напряжение полностью заряженного аккумулятора… Видим, что началась разрядка током 70мА (справа точный амперметр имеющий 4 разряда после запятой)
Обратите внимание, что светодиод первого канала потух, сигнализируя, что началась разрядка в этом канале…

При напряжении на аккумуляторе в 0.5В ток разряда составляет 40мА, в принципе как раз примерно такой ток нам и нужен для успешного разбиения образовавшихся кристаллов…

При напряжении 0.4В компаратор закрывается и разрядка на этом окончена. Обратите внимание, что ток на амперметре стал нулевой

При помощи кримпера (не дешевый, профессиональный, куплен на Али), обжимаем провода в специальные наконечники для разъемов

Получается вот такой обжатый наконечник… Приятно работать профессиональным инструментом, хотя он и не дешев, но удобство и результат стоят того.

Ну что же… все готово, отбираем кандидатов на восстановление емкости. Под номерами 1 и 2 идут NiMh аккумуляторы от электробритвы «Panasonic» изначальная емкость не известна. После 3 лет работы в электробритве полностью заряженных аккумуляторов не стало хватать на один сеанс бритья. Под номерами 3 и 4 NiCd аккумуляторы, изначальная емкость 600мА, отработали свое в электрокардиографе…
Поскольку аккумуляторы долго лежали без использования, сначало необходимо их «взбодрить», это можно сделать на Зарядном устройстве ВМ200 выбрав режим Gharge-Refresh — зарядное устройство проведет 3 цикла разрядки до 0.9В, а затем полная зарядка и так 3 раза. При этом емкость незначительно повышается. Таким образом мы исключим погрешность, незначительного повышения емкости, которая добавится после нескольких циклов «тренировки» долго лежащих без работы аккумуляторов. Тренировка была проведена, по времени заняло примерно 36 часов
Теперь можно приступить к процессу восстановления…
Вставляем все аккумуляторы в зарядное устройство, выбираем режим «Зарядка-Тест»… и ждем… После полной зарядки током 200мА, ЗУ разрядит аккумуляторы до 0.9В током 100мА и посчитает отданную емкость. Будем оперировать ей, как начальной емкостью до восстановления.
Вот под утро зарядное устройство выдало посчитанную емкость аккумуляторов, её будем использовать как начальные значения, Никель-Кадмиевые аккумуляторы потеряли половину своей начальной емкости, Никель-металлогидридные, не известно сколько имели емкости изначально, подозреваю, где-то 1200мАч, но это не важно, нам главное динамика и восстановление емкости.
Ставим все аккумуляторы в разрядное устройство, видим, что все красные светодиоды потухли, во всех четырех каналах началась разрядка аккумуляторов. При постижении остаточного напряжения 0.4В на каждом аккумуляторе, компараторы закроются, и красные светодиоды зажгутся, сигнализируя об окончании разрядки. Это может занять много времени…
Пришел с работы, на разрядном устройстве горят все 4 красных светодиода. На всякий случай замерил вольтметром остаточное напряжение на всех аккумуляторах. Примерно 0.4В на каждом…
Ну что же, начинаем повторять цикл разрядки-зарядки. Долго-нудно, день-ночь. Все тестирование заняло 4 суток. На дисплее ЗУ ВМ200 видна положительная динамика, все больше и больше заряда «входит» в аккумуляторы… Видно что метод работает…)))))
Но точки над i расставит заключительное тестирование емкости аккумуляторов при разряде.
5 циклов зарядки-разрядки прошли… Ставим аккумуляторы на определение емкости, это режим «Gharge-Test»… Ну и вот окончательный результат — вердикт…
Как мы видим, емкость какой была, такой и осталась… Чуда не произошло, хотя все говорило, что аккумуляторы восстанавливаются, т.к. растет «закачиваемая» емкость… Но увы…
На этом месте Муськовчане, имеющие гуманитарное образование, опечалено закрыли обзор и поставили мне жирный минус… Муськовчане, имеющие инженерное образование, похихикали и подумали, что законы физики, химии, старость и старуху с косой никто еще не обманул… И они об этом заранее знали… Но… Есть одно небольшое НО…
Как вы помните, я ранее писал про восстановление аккумуляторов формата ААА от радио телефона, в начале статьи… Аккумуляторы отработали 2 года, и перестали держать заряд. Если снять телефон с зарядки, через 10-15 минут на экране мигал значок разряженной батарейки, и требовал поставить телефон на зарядку. Если его требование игнорировалось, то телефон просто отключался. Это было примерно год назад. После 4-х циклов разряда-заряда, я опять поставил аккумуляторы в телефон, и они уже год как работают в нем, пусть ставить на зарядку телефон приходится немного чаще, чем с новыми аккумуляторами, НО!!! Телефон нормально работает год с восстановленными аккумуляторами!!! Почему и как, я не знаю… Но факт остается фактом…
Теперь вернем заряженные аккумуляторы в бритву «Panasonic»… До восстановления аккумуляторов хватало примерно на 4-5 минут после полной зарядки… Потом бритва неизбежно «умирала»… Ну что же, проверим, поставил аккумуляторы на место… Я побрился… потом еще 25 минут держал бритву включенной… Жужжит, как имеющая новые аккумуляторы… Дальше не стал мучить двигатель… выключил… Чувствую, что мне еще хватит этих аккумуляторов на некоторое время…
Выводы я делать не буду, каждый может сделать их самостоятельно… Спасибо всем, кто дочитал мой обзор до конца…
В завершение обзора, по традиции животное… Животному понравилась пластмасса и сопротивление пружинного контакта, но крайне не понравилась длина проводков… Длинее надо… и шуршун должен быть на конце проводков…
Дополнительная информация

Виды, Как восстановить и Заряжать
Среди прочих элементов питания часто используются аккумуляторы Ni Mh. Эти батареи отличаются высокими техническими характеристиками, которые позволяют максимально эффективно их использовать. Применяется такой тип АКБ практически повсеместно, ниже мы рассмотрим все особенности таких батарей, а также разберем нюансы эксплуатации и широко известных производителей.
Что такое никель-металлгидридный аккумулятор
Для начала стоит отметить, что никель-металлгидридный относится к вторичным источникам питания. Он не производит энергию, перед работой требуется подзарядка.
Состоит он из двух компонентов:
- анод – гидрид никель-литий или никель-лантан;
- катод – оксид никеля.
Также используется электролит для возбуждения системы. Оптимальным электролитом считается гидроксид калия. Это щелочной источник питания по современной классификации.
Этот тип батарей пришел на смену никель-кадмиевым АКБ. Разработчикам удалось минимизировать недостатки характерные для более ранних типов аккумуляторов. Первые промышленные образцы были поставлены на рынок в конце 80-х годов.
На данный момент удалось значительно повысить плотность запасаемой энергии в сравнении с первыми прототипами. Некоторые специалисты считают, что предел плотности еще не достигнут.
Принцип работы и устройство Ni Mh аккумулятора
Для начала стоит рассмотреть, как работает NiMh-батарея. Как уже упоминалось, состоит этот элемент питания из нескольких компонентов. Разберем их более подробно.
Анодом тут является водородо-абсорбирующий состав. Он способен принимать в себя большое количество водорода, в среднем количество поглощенного элемента может превышать объем электрода в 1000 раз. Для достижения полной стабилизации в сплав добавляют литий или лантан.
Катоды производятся из оксида никеля. Это позволяет получить качественный заряд между катодом и анодом. На практике могут применяться самые разные типы катодов по техническому исполнению:
- ламельные;
- металлокерамические;
- металловойлочные;
- прессованные;
- пеноникель (пенополимер).
Наибольшей емкостью и сроком службы отличаются пенополимерные и металловойлочные катоды.
Проводником между ними является щелочь. Тут использован концентрированный гидроксид калия.
Конструкция батареи может отличатся в зависимости от целей и задач. Чаще всего, это свернутые рулоном анод и катод, между которых находится сепаратор. Также встречаются варианты, где пластины размещаются поочередное, переложенные сепаратором. Обязательным элементом конструкции является предохранительный клапан, он срабатывает при аварийном повышении давления внутри АКБ до 2-4 МПа.
Какие бывают Ni-Mh АКБ и их технические характеристики
Все никель-металл гидридные аккумуляторы — Rechargeable Battery (переводится, как аккумуляторная батарея). АКБ данного типа производятся разных видов и форм. Все они предназначаются для самых разных целей и задач.
Есть такие батареи, которые на данный момент почти не применяются, или используются ограниченно. К таким АКБ можно отнести тип «Крона» ее маркировали 6KR61, раньше они применялись повсеместно, сейчас встретить их можно только в старом оборудовании. Батареи типа 6KR61 имели напряжение 9v.
Мы же разберем основные типы батарей и их характеристики, которые применяются сейчас.
- АА. . Емкость колеблется в пределах 1700-2900 мА/ч.
- ААА. . Иногда маркируются MN2400 или MX2400. Емкость – 800-1000 мА/ч.
- С. Средние по размерам батареи. Имеют емкость в пределах 4500-6000 мА/ч.
- D. Наиболее мощный тип батарей. Емкость от 9000 до 11500 мА/ч.
Все перечисленные батареи имеют напряжение 1,5v. Также есть некоторые модели с напряжением 1,2v. Максимальное напряжение 12v (за счет соединения 10 батареек 1,2v).
Плюсы и минусы Ni-Mh аккумулятора
Как уже упоминалось, этот тип АКБ пришел на смену более старым разновидностям. В отличие от аналогов, значительно снизили «эффект памяти». Также снизили количество используемых вредных для природы веществ в процессе создания.

К плюсам можно отнести следующие нюансы.
- Хорошо работают при низких температурах. Особенно это важно для оборудования, эксплуатируемого на улице.
- Сниженный «эффект памяти». Но, все же он присутствует.
- Нетоксичные батареи.
- Более высокая емкость в сравнении с аналогами.
Также у аккумуляторов этого типа имеются и недостатки.
- Более высокая величина саморазряда.
- Дороже в производстве.
- Примерно через 250-300 циклов заряд/разряд емкость начинает снижаться.
- Ограниченный срок эксплуатации.
Где применяются никель металлгидридные АКБ
Благодаря большой емкости использовать подобные батареи можно повсеместно. Будь-то шуруповерт, или сложный измерительный прибор, в любом случае подобный аккумулятор без проблем обеспечит его энергией в должном количестве.
В быту чаще всего такие батареи используются в портативных осветительных приборах и радиоаппаратуре. Тут они показывают хорошие показатели, сохраняя оптимальные потребительские свойства длительное время. Причем могут использоваться как одноразовые элементы, так и многоразовые, регулярно подзаряжаемые от внешних источников питания.
Еще одно применение – приборы. Благодаря достаточной емкости их можно применять в том числе в переносном медицинском оборудовании. Они хорошо работают в тонометрах и глюкометрах. Так как не возникает скачков напряжения, никакого влияния на результат измерения не оказывается.
Многие измерительные приборы в технике приходится применять на улице, в том числе и зимой. Тут металлгидридные батареи просто незаменимы. Благодаря малой реакции на отрицательные температуры, они могут использоваться в самых сложных условиях.
Правила эксплуатации
Нужно учитывать, что у новых батарей достаточно большое внутреннее сопротивление. Чтобы добиться некоторого снижения этого параметра следует в начале использования несколько раз «в ноль» разрядить АКБ. Для этого следует применять зарядные устройства с такой функцией.
Внимание! Это не относится к одноразовым элементам питания.
Часто можно услышать вопрос до скольких вольт можно разряжать никель-металлогидридный аккумулятор. На самом деле его можно разряжать практически до нулевых параметров, в этом случае напряжения будет недостаточно до поддержания работы подключенного прибора.
Даже рекомендуется иногда дожидаться полного разряда. Это позволяет снизить «эффект памяти». Соответственно продлевается срок службы батареи. В остальном эксплуатация элементов питания данного типа не отличается от аналогов.
Нужно ли раскачивать Ni-Mh аккумуляторы
Важным этапом эксплуатации является раскачка АКБ. Никель-металлгидридные батареи также требуют такой процедуры. Особенно это важно после длительного хранения, чтобы восстановить емкость и максимальное напряжение.
Для этого необходимо разряжать до нуля элемент питания. Обратите внимание, что требуется разряжать током. В итоге, вы должны получить минимальное напряжение. Так можно оживить АКБ, даже если с даты изготовления прошло достаточно много времени. Чем дольше лежала батарея, тем больше циклов раскачки требуется. Обычно, чтобы восстановить емкость и сопротивление требуется 2-5 цикла.
Как восстановить Ni Mh аккумулятор
Несмотря на все преимущества и особенности у таких элементов питания все же присутствует «эффект памяти». Если батарея стала терять показатели, значит следует ее восстановить.
Перед началом работы требуется проверить емкость батареи. Иногда оказывается, что практически невозможно добиться улучшения характеристик, в таком случае требуется просто заменить аккумулятор. Также проверяем батарею на предмет неисправности.
Непосредственно сама работа схожа с раскачкой. Но, тут добиваются не полного разряда, а просто снижения напряжения до уровня в 1v. Требуется сделать 2-3 цикла. Если за это время не удалось добиться оптимального результата, стоит признать батарейку негодной. При зарядке нужно выдерживать параметр Дельта Пик для конкретного АКБ.
Хранение и утилизация
Стоит хранить АКБ при температуре, приближенной к 0°C. Это оптимальное состояние. Также необходимо учитывать, что хранение должно происходить только в течение срока годности, эти данные указаны на упаковке, но у разных производителей расшифровка может отличаться.
Этот тип батареек перерабатывается. Рекомендуется не выбрасывать аккумуляторы, а сдавать их на переработку, так редкие элементы попадут на вторичную переработку.
Производители на которых стоит обратить внимание
Выпускают Ni-Mh аккумуляторы все производители элементов питания. В списке ниже можно увидеть наиболее известные компании предлагающие подобную продукцию.
- Energizer;
- Varta;
- Duracell;
- Minamoto;
- Gp;
- Eneloop;
- Camelion;
- Panasonic;
- Irobot;
- Sanyo.
Если смотреть на качество, у всех оно примерно одинаковое. Но, можно выделить батарейки Varta и Panasonic, у них соотношение цены и качества наиболее оптимальное. В остальном можно использовать любые из перечисленных аккумуляторов без всяких ограничений.
Зарядка металлогидридных аккумуляторов: разрядка, как восстановить батарею
Автор Aluarius На чтение 6 мин. Просмотров 199 Опубликовано
Батарейки и любые другие аккумуляторы могут в любой момент подвести, так как в них закончилась энергия. В таком случае необходимо зарядить их. Но как сделать это правильно и максимально быстро? В этой статье мы максимально подробно рассмотрим, как правильно заряжать никель металлогидридные аккумуляторы.
Как заряжать Ni-Mh аккумуляторы?
Ni-Mh или металлгидридные аккумуляторы применяются для питания разной электронной техники. Наиболее часто их можно встретить в виде батареек типа ААА или АА. Реже встречаются в виде промышленных батарей. В этом случае они гораздо объемнее, да и заряда у них больше.
Справка! По емкости бывают двух видов: 1500-3000 мАч и 300-1000 мАч.
Особенности эксплуатации батареи
Чтобы заряда хватило как можно дольше, рекомендуется заряжать только после того, как пальчиковая батарея полностью сядет. То есть пока устройство не отключится, из-за нехватки энергии, ставить аккумулятор на зарядку не рекомендуется. Заряжать его тоже следует только до конца.
Важно! Иначе возможно появление «эффекта памяти», когда емкость батареи несколько снижается.
Если вы только недавно приобрели подобный аккумулятор, то перед началом эксплуатации его следует «раскачать». То есть поставить на зарядку, установив минимальный ток, а затем разрядить при помощи того же зарядника (не на всех зарядных устройствах есть такая функция) или лампочки.
Как правильно заряжать Ni-Mh батареи?
Теперь давайте рассмотрим Ni-Mh аккумуляторы как заряжать двумя способами. Но для начала следует убедиться, что батарея полностью разряжена. Иначе срок эксплуатации сильно снизится. Чтобы это определить, необходимо вставить батарейку в любое подходящее устройство и активировать его. Если он включится, значит, заряд есть и пока что ставить на зарядку аккумулятор рано. Если же устройство отказывается работать, то можно приступать к зарядке.
Типы зарядки
Как уже было сказано выше, есть два способа или типа зарядки Ni-Mh батареи: капельный и быстрый. Осуществлять зарядку Ni-Mh аккумулятора лучше в таком месте, где нет маленьких детей, животных и других, которые могут поиграть с ЗУ (зарядным устройством) или самим аккумулятором. Теперь давайте подробнее узнаем, как зарядить никель металлогидридные аккумуляторы.
Как производить капельную зарядку, пошагово
Этот вариант лучше не использовать, так как он может сильно навредить аккумулятору. Дело в том, что капельная зарядка не умеет отключаться, когда батарея заряжена до конца. Из-за этого происходит переизбыток энергии, и снижается срок эксплуатации.
Важно! Чтобы не перегреть батарейки рекомендуется выставлять маленький ток, примерно 0,05 С.
При этом обязательно следует постоянно наблюдать за временем, чтобы вовремя его отключить. К сожалению, узнать точно, когда батарея зарядится, невозможно. Можно только примерно рассчитать, зная объем батареи и какое количество заряда было изначально. В любом случае КПД (коэффициент полезного действия) устройства, которое заряжено капельным способом, составляет не более 75%.
Как производить быструю зарядку, инструкция
Вариант быстрого режима зарядки используют наиболее часто, так как батарейка сохраняет свои эксплуатационные качества, а КПД составляет 90-95%. В этом случае необходимо выставлять силу тока в районе 0,7 – 1 от общей емкости, а напряжение будет в районе 0,8 – 8 В. Кстати, если батарея полностью разряжена, то необходимо ввести один дополнительный этап.
Дополнительный этап носит название предварительная зарядка. Его необходимо выполнять в первую очередь. Для этого выставляют силу тока не более 0,3 от емкости и ждут примерно 30 минут. За это время напряжение должно возрасти до 0,8 В. Как только это произошло, в течение 5 минут необходимо поднять уровень тока.
Во время перехода на следующий этап необходимо постоянно контролировать температуру. Если она повышается до критической отметки, ЗУ необходимо быстро отключить. Контролировать напряжение можно при помощи вольтметра или мультиметра, чтобы исключить вероятность ложных срабатываний.
Как только напряжение возросло до необходимой отметки, можно переходить к заключительному этапу. Он необходим, чтобы зарядка Ni-Mh аккумуляторов была полностью завершена. Для этого силу тока опять снижают до 0,2-0,3 от емкости и держат так не более 25 минут. После этого батарею можно снимать с зарядки и использовать по прямому предназначению.
Параметры зарядки
Есть два параметра, на которые следует обращать особое внимание при зарядке батарей. Это сила тока и напряжение. Еще есть показатель температуры, за которым необходимо следить, но тут все просто: достигла критической отметки – отключить ЗУ. А вот силу тока и напряжение давайте рассмотрим подробнее.
Сила тока
Этот параметр говорит о том, сколько энергии получила батарейка за определенный промежуток времени. Если вы заряжаете аккумулятор быстрым способом, то силу тока необходимо менять, но выставлять больше 1 не рекомендуется. Так как батарея начнет быстро нагреваться.
Напряжение
Большинство батареек выдают напряжение 1-1,5 Вольт, но можно достичь наибольшего значения в 15 Вольт, если соединить 10 батареек с напряжением 1,5 В. Тоже важный показатель, за которым необходимо следить при помощи вольтметра или мультиметра.
Восстановление никель-металлогидридных аккумуляторов
«Эффект памяти», о котором вкратце было рассказано чуть выше, встречается очень часто, если неправильно заряжать батарею. Поэтому важно знать, ni mn аккумуляторы как правильно заряжать. От этого эффекта можно быстро избавиться при помощи простых приборов: лампочка с мощностью батарейки, зарядник и вольтметр. Но для начала предлагаю рассмотреть, почему появляется эффект памяти.
Причины потери емкости
Некоторые люди заряжают аккумуляторы не до конца. Батарейка автоматически фиксирует нижнюю границу и «запоминает» ее. Чем чаще заряжать батарею не до конца, тем сильнее будет «эффект памяти». Это приводит к тому, что снижается емкость батареи, а значит и ее эффективность. Если вы заметили, что емкость аккумулятора упала, значит, вы стали жертвой этого эффекта.
Зарядка и тренировка аккумулятора, пошаговая инструкция
Для начала при помощи лампочки необходимо разрядить батарею до 0,8 В (фиксировать вольтметром). После этого аккумулятор необходимо полностью зарядить при помощи быстрой зарядки. Если батарея долго не проходила этот процесс, то его следует повторить два-три раза подряд.
Справка! А вообще рекомендуем каждые 3-4 недели проводить восстановление Ni-Mh аккумуляторов, но в таком случае необходимо проводить только один цикл.
Как проверить уровень зарядки Ni-Mh аккумулятора?
Лучше всего использовать мультиметр, но при этом следует знать максимальный объем энергии батарейки. Теперь просто измеряем уровень мультиметром, а затем сравниваем число, которое показал прибор, и максимальный уровень энергии аккумулятора.
Как восстановить никелевые батареи — Battery University
Узнайте, является ли воспоминание мифом или фактом, и как предотвратить и устранить его.
В никель-кадмиевые годы 1970-х и 1980-х годов в плохих аккумуляторах винили «память». Сегодня слово «память» все еще используется, чтобы рекламировать новые батареи как «свободные от памяти». Память происходит из «циклической памяти», что означает, что никель-кадмиевый аккумулятор может запоминать, сколько энергии потреблялось при предыдущих разрядах, и выдает такое же количество при повторных разрядах.Если бы потребовали большего, напряжение резко упало бы, как бы в знак протеста против наложенных сверхурочных.
Память возникает при хранении перезаряженной NiCd батареи. Эффект можно обратить вспять с помощью импульсного заряда, но более эффективно применить полный цикл разряда. На рис. 8-26 показан анод обычного NiCd, сформированная память и восстановленный анод.
Новый никель-кадмиевый элемент. Анод (отрицательный электрод) в свежем состоянии.Гексагональные кристаллы гидроксида кадмия имеют поперечное сечение около 1 микрона, что обеспечивает большую площадь поверхности для электролита для максимальной производительности. |
Клетка с кристаллическим образованием. Кристаллы имеют , выросшие до 50-100 микрон в поперечном сечении, что скрывает большие части активного материала от электролита. Неровные края и острые углы могут проткнуть сепаратор, что приведет к усилению саморазряда или короткому замыканию. |
Восстановленная ячейка. После импульсного заряда кристаллы уменьшаются до 3–5 микрон: почти 100% восстановление. Если импульсный заряд не эффективен, необходимы упражнения или восстановление. |
Рис. 1: Кристаллическое образование на никель-кадмиевом элементе. Кристаллообразование происходит в течение нескольких месяцев, если аккумулятор слишком заряжен и не поддерживается периодическими глубокими разрядами.
В современной никель-кадмиевой батарее больше нет циклической памяти, но она страдает от образования кристаллов . Активный кадмиевый материал наносится на отрицательную пластину, и со временем образуется кристаллическое образование, которое уменьшает площадь поверхности и снижает производительность батареи. На поздних стадиях острые края образующихся кристаллов могут проникать в сепаратор, вызывая сильный саморазряд, который может привести к короткому замыканию.
Когда в начале 1990-х годов представили никель-металлогидрид (NiMH), его провозгласили свободным от памяти, но это утверждение верно лишь отчасти.NiMH подвержен запоминанию, но в меньшей степени, чем NiCd. В то время как NiMH имеет только никелевую пластину, о которой нужно беспокоиться, NiCd также включает в себя кадмиевый отрицательный электрод с памятью. Это простое объяснение того, почему NiMH менее восприимчив к памяти, чем NiCd.
Кристаллообразование происходит, если никелевый аккумулятор остается в зарядном устройстве на несколько дней или повторно заряжается без периодической полной разрядки. Поскольку большинство приложений попадают в этот пользовательский шаблон, NiCd требует периодического разряда до 1 В на элемент для продления срока службы.Цикл разрядки / зарядки в рамках технического обслуживания, известный как , упражнение , следует проводить каждые 1–3 месяца. Избегайте чрезмерных тренировок, так как это приведет к излишнему износу аккумулятора.
Если регулярные упражнения не выполняются в течение 6 месяцев или дольше, кристаллы врастают в себя, и полного восстановления с разрядом до 1 В на элемент может оказаться недостаточно. Восстановление часто возможно путем применения вторичного разряда, называемого , восстановление . Восстановление — это медленная разрядка, которая разряжает аккумулятор примерно до 0.4 В / элемент и ниже.
Испытания, проведенные армией США, показывают, что никель-кадмиевый элемент должен быть разряжен как минимум до 0,6 В, чтобы эффективно разрушать более устойчивые кристаллические образования. За это исправление
.NiMH аккумуляторы Ответы на общие вопросы
В: Что означает NiMH?
A: Материал — никель-металлогидрид (NiMH), который имеет много преимуществ по сравнению с другими конструкционными материалами батарей.
Q: Что подразумевается под аккумуляторной памятью?
A: Старое поколение и батареи с другим химическим составом подвержены эффекту памяти. Это когда аккумулятор должен быть полностью разряжен перед подзарядкой или его емкость уменьшается. Аккумуляторы NIMH нового поколения не обладают эффектом памяти и могут заряжаться в любое время в течение цикла использования.Если вы не уверены в уровне заряда или состоянии аккумулятора, зарядите его.
Q: Что означает номинальная емкость мАч?
A: Это номинальная емкость накопителя энергии мАч = «миллиампер-часы». Так что, если вы сравниваете батареи с батареей AA с номиналом 2000 мАч, он будет иметь вдвое большую емкость, чем номинал 1000 мАч.
В: Какое применение лучше всего подходит для NiMH аккумуляторов?
A: NiMH относится практически ко всем приложениям, где существует высокий спрос и потребление энергии.Самые популярные приложения — цифровые фотоаппараты, фонарики и игрушки. Если вы постоянно покупаете щелочные батареи для какого-либо применения, вам следует подумать об использовании никель-металлгидридных аккумуляторных батарей.
В: Сколько раз можно заряжать NiMH аккумулятор?
A: Аккумуляторы AA меньшей емкости от 1700 до 2000 мАч можно заряжать до 1000 раз в режиме медленной зарядки в ночное время, а аккумуляторы от 2100 до 2400 мАч можно заряжать от 600 до 800 раз в режиме медленной зарядки в течение ночи.
Новые аккумуляторные батареи AA большей емкости на 2500 мАч имеют большую емкость, но их можно заряжать только около 500 раз в ночном режиме. Увеличение емкости или быстрая зарядка всегда уменьшают количество циклов. Каждая ячейка, доступная на рынке более 2100 мАч, будет иметь менее 1000 циклов зарядки.
В: Какие приложения не подходят для использования NiMH аккумуляторов?
A: Любая ситуация, когда аккумулятор не используется в течение 30 дней или устройства с низким потреблением энергии, например, дымовые извещатели, аварийные фонарики, часы, пульты дистанционного управления телевизора и т. Д.
В: Почему никель-металлгидридные батареи не работают в некоторых приложениях, таких как дымовые извещатели?
A: NiMH аккумуляторы саморазряжаются примерно на 1% в день, поэтому при использовании в устройстве с низким энергопотреблением или в режиме ожидания заряда аккумулятора хватит примерно на 90 дней, прежде чем потребуется подзарядка.
В: Могу ли я использовать в своем электронном устройстве аккумулятор емкостью мАч с более высоким номиналом (например, 1800 мАч вместо 2000 мАч)?
A: Да, емкость мАч продлит время работы между подзарядками. Аккумулятор с более высоким номиналом мАч не влияет на электронные устройства, за исключением того, что они допускают более длительное использование.
В: Почему батареи AA и AAA рассчитаны на 1,2 вольт, а щелочные батареи — на 1,5 вольт?
A: Фактически, в процессе разрядки щелочные батареи в среднем составляют около 1,2 вольт. Основное отличие состоит в том, что щелочная батарея начинается с 1,5 вольт и постепенно падает до менее 1,0 вольт. Батареи NiMH остаются под напряжением около 1,2 В почти 80% своего цикла разряда. Когда щелочные батареи разряжаются до 50% емкости, они выдают более низкое напряжение, чем никель-металлгидридные батареи.
В: Что вы НИКОГДА не хотите делать со сменными батареями?
А:
- Никогда не используйте одновременно батареи разных производителей
- Никогда не используйте одновременно батареи разной емкости
- Никогда не используйте вместе батареи разного химического состава, например, NiCd, NiMH, литиевые и т. Д.
- Никогда не роняйте аккумулятор, если вы можете помочь, так как NiMH аккумуляторы довольно легко повреждаются изнутри
- Никогда не храните NiMH в холодильнике
- Никогда не подвергать воздействию высоких температур
В: Теряют ли NiMH аккумуляторы со временем емкость?
A: Да, но ничего радикального.Приблизительно от 10 до 15% емкости аккумулятора мАч будет потеряно на уровне заряда от 400 до 800. Это сильно зависит от качества аккумулятора и зарядного устройства, а также от того, как потребитель обращается с аккумуляторами.
Q: Когда я получу свои аккумуляторы, мне нужно будет их зарядить?
A: Да, перед первым использованием вам необходимо полностью зарядить NiMH аккумуляторы. Обратите внимание, что для новых никель-металлгидридных аккумуляторов часто необходимо выполнить цикл не менее трех-пяти или более раз, прежде чем они достигнут максимальной производительности и емкости.Первые несколько раз, когда вы используете свои NiMH аккумуляторы, вы можете обнаружить, что они быстро разряжаются (разряжаются) во время использования. Не волнуйтесь, это нормально до тех пор, пока аккумуляторы не структурируются внутри.
Q: Есть ли разница в зарядных устройствах. т.е. быстро, медленно, с микропроцессорным управлением и т. д.?
A: Да, сегодня на рынке есть разные зарядные устройства. Если зарядное устройство было разработано и продано в последние пару лет и специально предназначено для зарядки никель-металлгидридных аккумуляторов, вероятно, все в порядке.В большинстве новых зарядных устройств для управления зарядом используется небольшой компьютерный чип, и вы должны получать не менее 500 зарядов от ваших батарей. Если нет, купите новое зарядное устройство. Некоторые из безымянных батарей иногда имеют короткий срок службы. Быстрые зарядные устройства также имеют тенденцию сокращать время автономной работы до менее 500 зарядов.
В: Как утилизировать старые NiMH батареи?
A: Это просто! Хотя в большинстве штатов это безопасно и законно утилизировать NiMH аккумулятор вместе с обычным мусором, мы всегда поощряем переработку, когда это возможно.
Магазин NiMH аккумуляторы
Была ли эта информация полезной? Подпишитесь, чтобы получать обновления и предложения.
.Зарядка никель-металлогидридных батарей — Battery University
Знайте, как правильно подавать заряд для умеренного нагрева и предотвращения перезарядки.
Алгоритм заряда NiMH аналогичен NiCd за исключением того, что NiMH более сложен. Отрицательный Delta V для определения полной зарядки слабый, особенно при зарядке менее 0,5 ° C. Несоответствующий или горячий компресс еще больше уменьшает симптомы.
NDV в зарядном устройстве NiMH должен реагировать на падение напряжения 5 мВ на элемент или меньше.Это требует электронной фильтрации, чтобы компенсировать шум и колебания напряжения, вызванные аккумулятором и зарядным устройством. Хорошо спроектированные зарядные устройства NiMH включают в себя NDV, плато напряжения, дельта-температуру (dT / dt), порог температуры и таймеры тайм-аута в алгоритме обнаружения полной зарядки. Эти «ворота-организации» используют все, что приходит первым. Многие зарядные устройства включают 30-минутную подзарядку на 0,1 ° C, чтобы увеличить емкость на несколько процентных пунктов.
Некоторые современные зарядные устройства применяют начальную быструю зарядку 1С.При достижении определенного порога напряжения добавляется перерыв в несколько минут, позволяющий батарее остыть. Заряд продолжается при более низком токе, а затем применяется дальнейшее уменьшение тока по мере развития заряда. Эта схема продолжается до полной зарядки аккумулятора. Этот метод, известный как «ступенчато-дифференциальный заряд», подходит для всех никелевых аккумуляторов.
Зарядные устройства, использующие ступенчатый дифференциал или другие агрессивные методы зарядки, достигают увеличения емкости примерно на 6 процентов по сравнению с более простыми зарядными устройствами.Хотя более высокая емкость желательна, заполнение батареи до краев добавляет напряжения и сокращает общий срок службы батареи. Вместо того, чтобы достичь ожидаемых 350–400 циклов обслуживания, агрессивное зарядное устройство может разрядить аккумулятор после 300 циклов.
NiMH не любит перезарядку, а постоянный заряд установлен примерно на 0,05 ° C. NiCd лучше поглощает перезаряд, и оригинальные зарядные устройства NiCd имели постоянный заряд 0,1C. Различия в токе непрерывного заряда и необходимость более точного определения полного заряда делают оригинальное зарядное устройство NiCd непригодным для NiMH аккумуляторов.NiMH в зарядном устройстве NiMH может перегреться, но NiCd в зарядном устройстве NiMH работает хорошо. Современные зарядные устройства подходят для обеих систем аккумуляторов.
Медленно зарядить NiMH аккумулятор сложно, если вообще возможно. При уровне C от 0,1 до 0,3 ° C профили напряжения и температуры не демонстрируют определенных характеристик для запуска обнаружения полного заряда, и зарядное устройство должно зависеть от таймера. При зарядке частично или полностью заряженных аккумуляторов может произойти опасный перезаряд, даже если аккумулятор остается холодным.
То же самое происходит, если батарея потеряла емкость и может удерживать только половину заряда. По сути, размер этой батареи уменьшился вдвое, в то время как фиксированный таймер запрограммирован на 100-процентный заряд без учета состояния батареи.
Многие пользователи аккумуляторов жалуются на более короткий, чем ожидалось, срок их службы, и неисправность может заключаться в зарядном устройстве. Недорогие бытовые зарядные устройства склонны к неправильной зарядке. Если вы хотите повысить производительность аккумулятора с помощью недорогого зарядного устройства, оцените уровень заряда аккумулятора и установите время зарядки соответствующим образом.Извлеките батареи, если предполагается, что они полные.
Если зарядное устройство заряжается с высокой скоростью, проверьте температуру. Тепло означает, что батареи могут быть полностью заряжены. Лучше извлекать батареи заранее и заряжать перед каждым использованием, чем оставлять их в зарядном устройстве для последующего использования.
Простые инструкции по зарядке батарей на никелевой основе
- Эффективность заряда на основе никеля составляет от 100 до 70 процентов. Аккумулятор остается холодным, но начинает нагреваться с пониженной эффективностью по мере приближения к полной зарядке.
- Никелевые батареи должны остывать при непрерывной подзарядке. Если тепло, капельный заряд слишком велик.
- Бытовые зарядные устройства не всегда корректно завершают зарядку. Выньте батареи, когда они теплые на ощупь. Прекратите использовать зарядное устройство, которое «готовит» аккумуляторы.
- Заряжайте при комнатной температуре. Не заряжайте в горячем состоянии или при отрицательных температурах. (См. BU-410: Зарядка при высоких и низких температурах)
- Никелевые аккумуляторы лучше всего заряжать быстро; затяжной медленный заряд вызывает «память».”
- Аккумуляторы на никелевой и литиевой основе требуют разных алгоритмов зарядки. Зарядное устройство NiMH также может заряжать NiCd; зарядное устройство NiCd перезаряжает NiMH.
- Не оставляйте никелевый аккумулятор в зарядном устройстве более чем на несколько дней. Если возможно, снимите пакеты и произведите короткую зарядку b
Информация о батареях на основе никеля — Battery University
Узнайте о различиях между никель-кадмиевым и никель-металлогидридным.
В течение 50 лет портативные устройства работали почти исключительно на никель-кадмиевом (NiCd). Это привело к появлению большого количества данных, но в 1990-х годах никель-металлогидрид (NiMH) взял верх, чтобы решить проблему токсичности надежного в остальном NiCd. Многие характеристики NiCd были переданы в лагерь NiMH, предлагая квази-замену, поскольку эти две системы похожи.Из-за экологических норм, никель-кадмиевый металл сегодня ограничен специальными применениями.
Никель-кадмиевый (NiCd)
Изобретенная Вальдемаром Юнгнером в 1899 году никель-кадмиевая батарея имела несколько преимуществ по сравнению со свинцово-кислотной, а затем единственной другой перезаряжаемой батареей; однако материалы для NiCd были дорогими. Разработка шла медленно, но в 1932 году были предприняты шаги по нанесению активных материалов внутри пористого никелированного электрода. Дальнейшие улучшения произошли в 1947 году за счет поглощения газов, образующихся во время зарядки, что привело к созданию современной герметичной батареи NiCd.
В течение многих лет никель-кадмиевые аккумуляторы были предпочтительным выбором для радиоприемников двусторонней связи, оборудования скорой медицинской помощи, профессиональных видеокамер и электроинструментов. В конце 1980-х годов NiCd сверхвысокой емкости потряс мир своими емкостями, которые были на 60 процентов выше, чем у стандартных NiCd. Этого удалось добиться за счет упаковки большего количества активного материала в ячейку, но этот выигрыш был затенен более высоким внутренним сопротивлением и уменьшенным количеством циклов.
Стандартный никель-кадмиевый аккумулятор остается одним из самых надежных и щадящих аккумуляторов, и авиационная отрасль остается верна этой системе, но для достижения долговечности требуется надлежащий уход.NiCd, а отчасти также NiMH, обладают эффектом памяти, который вызывает потерю емкости, если не выполнять периодический полный цикл разряда. Батарея, кажется, запоминает предыдущую подачу энергии, и после того, как установлен порядок, она не хочет отдавать больше. (См. BU-807: Как восстановить никелевые батареи). По данным RWTH, Ахен, Германия (2018), стоимость никель-кадмиевых батарей составляет около 400 долларов за кВт / ч. В таблице 1 перечислены преимущества и ограничения стандартного никель-кадмиевого сплава.
Преимущества | Прочный, с большим количеством циклов при надлежащем обслуживании Единственный аккумулятор, который можно сверхбыстро заряжать без особых нагрузок Хорошие характеристики нагрузки; прощает при злоупотреблении Длительный срок хранения; может храниться в разряженном состоянии, перед использованием необходимо грунтовать Простое хранение и транспортировка; не подлежит нормативному контролю Хорошие низкотемпературные характеристики Экономичная цена; NiCd — самая низкая цена за цикл Доступен в широком диапазоне размеров и вариантов производительности |
Ограничения | Эффект памяти; требует периодических полных разрядов и может быть восстановлен |