Проигрыватель юность 301 схема: Юность, Юность-301 — Электрофоны — Электро и звукотехника

«Юность-301» а-ля «Fender Champ». Ламповая голова для домашних репетиций


В статье с большим количеством фотографий описан процесс создания миниатюрной ламповой головы по мотивам «Fender Champ».
В едином стиле с головой изготовлен кабинет под доработанный динамик 4ГД-28.
Источником вдохновения, запчастей и оригинальных шильдиков послужили поднятые из небытия ламповые электрофоны «Юность-301».

Содержание / Contents

Эх и тяжело же быть барахольщиком, нет БАРАХОЛЬЩИКОМ! Приводя в чувство найденный мной в завалах завода листогиб произвел на свет из обрезка 1,5 мм листа вещь, очень напоминающую шасси будущего усилителя, только уж больно короткое.

Надо же, подумалось мне, старичок листогиб ожил! А сам смотрю на железяку и думаю, как жаль выкидывать.

Пока думал, попалась на глаза размокшая корпусом «Юность-301». Так это ж почти готовый «Fender Champ» 1949 года, если сильно пофантазировать.

И понесло меня в рукоделие безудержное.

Спасая нужные детали из «Юности» с подмоченной репутацией нашел внутри обломанный шильдик от неё же. Так вот как тебя зовут!

Прикинув расположение деталей на шасси, произвел сверловку, далее взял шрифт № 5 и подписал где, что и зачем стоит.


Перед сборкой отправив шасси в порошковую покраску, накидал схему, сверившись с исходником и оглядываясь на хотелки и имеющиеся потрошки «Юности».

Список хотелок ограничил «мьютом» на входе при неподключенном шнуре гитары и, вспомнив анекдот про поручика Ржевского, на всякий случай защитой от отсутствия нагрузки на выходе при не подключенном кабинете. Ведь случаи-то всякие бывают.

Только закончил, принесли покрашенное шасси. Тут у меня случился приступ энтузиазма и я собрал всё! А очнувшись, подумал — а как же фотографии процесса? Ан нет, что-то осталось.

Поэтому привожу сразу почти готовое и налаженное тельце, правда, пока еще голое.

За всем этим безобразием с нескрываемым интересом наблюдал один токарь-гитарист который спросил меня, а что дальше с этой штукой будет и чья она? Я ответил ему: да хоть твоя! На том и порешив, пошли пробовать звук. Звук нас воодушевил и решили, что это будет «голова» для репетиций дома, тем более выход на наушники был задуман заранее.

При пробе звучания выяснилось, что я перепутал направление регулировки тембра. Отшутился, что я художник и я так вижу, и переделывать не стал, так как эта часть оказалась под слоем навесного монтажа и моей лени.

Нарисовал эскиз «головы» и проставил размеры деталей корпуса. Токарь-гитарист сходил со списком деталей и добыл необходимое.

Добытое постарались слепить как можно ровнее вот в такую штуку.

После сборки, как всегда, потребовалась обработка напильником

Так как напильник в руках музыканта (токаря-гитариста) иногда взбрыкивал, пришлось отложить кожу молодого дерматина и взять в руки карпет. Карпет скрывает допущенные при приступе рукоделия огрехи. Места стыков материала отделали шпагатом. Получился вид с дембельскими мотивами. Пока шло дело, и подбирали декоративные защитные сеточки думалось, а как же голова без кабинета? Не порядок!

С любимой женой и этой мыслью поехал на одну весьма сырную барахолку, где я увидел ещё одну «Юность» у знакомого дедушки. «Почём юностью торгуете?» — спросил я у дедушки. Он, сверкнув глазами, ответил мне такое, что я не могу тут напечатать, не разгневав редактора нашего журнала.

Я извинился и показал пальцем на проигрыватель, лежащий у него на прилавке. Дедушка, рассмеявшись, подобрел и продал мне свою «Юность». Ближе к выходу с барахолки была добыта ещё одна «Юность». Вот они, две загубленные «Юности» уже дома.

Теперь у нас есть шильдик на кабинет к «Юности», да ещё пара наборов деталей на всякий случай. Пора делать эскиз и продолжать начатое.


Токарь-гитарист с эскизом был отправлен на промысел, где его спросили, а почему такие странные размеры у будущих скворечников?

Отшутились, мол, евро-скворечники, с широкими окнами будут.

Сколотили мы «скворечник» и стал я судорожно подбирать динамик. Один, второй, третий… Ничего в таком размере не звучало. Пришлось лезть в забитый до отказа гараж и смотреть, а нет ли там чего полезного. Полезное оказалось в наличии и было непарной колонкой от «Звуковой агрегат Ригонда Стерео» с замечательными динамиками 4ГД-28.

Один из них был взят, отмыт, пропитан БФ-ом, прогрет феном, и, для защиты от попадания металлических опилок и песка, вклеен купол от какого-то рваного динамика.



Акция вандализма над динамиком дала в результате хорошее звучание при неприглядном виде оного.

За издевательства над динамиком мне хорошенько досталось от одного человека, который занимается ремонтом, восстановлением и перемоткой динамиков.

Получив письмо с фотографией «этого», он позвонил ночью и произвел мне внушение, дабы я «более никогда так не делал, иначе отлучу» т. д. и т. п. Пришлось дать торжественное обещание так не делать.

А далее фанеру, карпет, шпагат, ПВА и суперклей слепили в более-менее ровное подобие кабинета.

Ко всему этому великолепию были добавлены аксельбанты и выточены ножки.

И вот она, перерожденная «Юность»!Теперь надо записать видео с человеческим звуком. Готово.

Собственно, вот и всё.
Хотя, когда разбирался в завалах гаража, под ноги упала вот такая «Комета».

Теперь сижу и размышляю: что из этого агрегата получится — примочка гитарная или комбик?

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

Сергей (Pechkin)

РФ, подмосковье

Творческим «рукоблудием» увлекаюсь давно и лет пять назад набрел на раздел сайта Датагор «Ламповые усилители»…

Вот такова краткая история заболевания 🙂

 

Однотактный ламповый по мотивам «Юности»

Идея что-нибудь ламповое собрать своими руками зрела давно. И, столкнувшись и с лампой, и транзистором, могу сказать, что справляться с лампой мне легче и приятнее. Итак, первое мое творение, которого безоговорочно работает и радует (до него были успехи, но требующие на данный момент многих доработок, заниматься которыми лень): однотактный ламповый усилитель можностью 3-4 Вт на лампах 6Н1П и 6П14П с линейным входом и докстанцией под iPod/iPhone. Любителям, как грится, инноваций и классики посвящается )))



С этим усилком всё началось с того момента, как друг принес на профилактику ламповый моно-проигрыватель «Юность-301». Я его подлатал, и задумался над идеей собрать из пары, задействовав детали, стерео-усилитель. Первоначально крутил родную схему без доработок, потом, начитавшись литературы, пересчитал полностью оба каскада, оставив от Юности только замысел, лампы и трансформаторы.

В качестве корпуса использовал нерабочий спутниковый ресивер General Satellite. Я считаю, что аккуратный металлический корпус за 4$ — хорошее приобретение.

Немного сбили с толку обзорщики данного ресивера в интернете — по их словам, высоты корпуса мне хватало, чтоб разместить внутри сетевые трансформаторы. В натуре дело оказалось хуже, и пришлось в крышке делать прямоугольные отверстия, куда сейчас из «подпола» торчат кожухи питающих трансов. Правда, этого не видно, поскольку на «втором этаже» расположены звуковые трансформаторы, закрытые сеткой.



По схеме получается двойное моно: трансформатор, мост и фильтр для каждого канала свои. Накал — тоже, нестабилизированный переменным током от отдельных обмоток.

Ламповые панельки — керамические, Китай, докстанция — аналогично.

Далее — схема и описание для желающих повторить (сколько сам постов в ЖЖ перечитал).
Схема усилителя и БП:

Блок питания.
Трансформаторы питания раздельные для каждого канала. Предохранители установлены как на ноль, так и на фазу. Включение питания осуществляется двухпозиционным поворотным переключателем (разрывается и ноль, и фаза). Анодное напряжение каждого канала составляет не менее 280 В. Переменный ток двухпериодно выпрямлен диодами Д226, шунтированными высоковольтными неполярными конденсаторами по 0,1 мФ. В качестве фильтра напряжения использованы высоковольтные электролитические конденсаторы общей емкостью 320 мФ на каждый канал. Питание накала ламп обоих каскадов осуществляется переменным током от отдельной обмотки каждого сетевого трансформатора.

Ток анода на 1 канал: не менее 65 мА;
Ток накала на 1 канал: не менее 1470 мА (не промерял еще как следует трансы Юности, рассчитал по токам потребления ламп).

Усилитель.
Первый каскад построен на двойном триоде 6Н1П (возможно использование двойного триода 6Н2П с более высоким коэффициентом усиления, а также 6Н23П) и представляет собой классический каскад усилителя напряжения. Для каждого канала используется свой двойной триод, задействована одна половинка. Можно обойтись одним триодом на оба канала — как будет угодно. У меня на корпусе 4 лампы, симметрия, однако)

Резистор автоматического катодного смещения подобран из расчета напряжения +2,05 В. Перед входом триода установлен фильтр, усиливающий низкие частоты, состоящий из цепочки R1-C1-R2. Увеличивая сопротивление R1, можно добиться увеличения глубины НЧ, но с ним увеличивается падение уровня сигнала. Оптимальное значение – около 30К. Остальные частоты коррекции не подвергались.

Чувствительность входного каскада не менее 0,23 В.

Межкаскадный конденсатор – 10 нФ, обеспечивает частоту пропускания от 25 Гц. Между каскадами установлен моно регулятор громкости – линейный потенциометр сопротивлением 1М. Хороший результат наблюдается также с потенциометром сопротивлением 500К.

Второй каскад — типовой однотактный каскад, построенный на мощном выходном пентоде 6П14П в пентодном включении. Лампа второго каскада нагружена на выходной трансформатор. Номинальная выходная мощность усилителя — 3 Вт, максимальная 4 Вт.

Ну а теперь фотки готового изделия













В планах — однотатник на монотриодах 6С2С и выходных лампах 6П3С-Е с 3-полосным темброблоком. Моточные изделия уже куплены — сетевой транс фирмы «ТверьТорТрансформатор» и звуковые трансы от AudioInstrument’a. Планирую там реализовать задержку включения анодного напряжения на демпферных диодах 6Д20П. Таким образом, будет не 4, а 6 ламп. Люблю, когда их много)) Посмотрим, что получится. Подыскиваю корпус )

Электрофоны сетевые ламповые »Юность» и »Юность-301».

Электрофоны «Юность» с 1967 года и «Юность-301» с 1970 года выпускали Ленинградское объединение «Спутник» и Ярославский радиозавод. Электрофон «Юность» предназначен для проигрывания грампластинок любых форматов на скоростях 33, 45 и 78 об/мин. Электрическая схема электрофона собрана на 2-х лампах 6Н2П и 6П14П. В АС применён громкоговоритель 1ГД-28. С 1970 года ЭФ »Юность-301» заменил собой ЭФ «Юность», почти повторяя его. Была доработана схема аппарата, установлено два громкоговорителя, расширена цветовая гамма. Номинальная выходная мощность 1 Вт на громкоговорителях 1ГД-28, позже 1ГД-40 и 2ГД-40. Диапазон частот 150…7000 Гц. ЭФ потребляет от сети 50 Вт. Габариты ЭФ 390х285х160 мм, масса 7 кг. В ЭФ применены ЭПУ типа «III-ЭПУ-28», которое позже заменено на «III-ЭПУ-28М», а ещё позже на «III-ЭПУ-38М» (М-01). Выпуск электрофона закончен в 1980 году.

Инструкция по эксплуатации и схема электрофона «Юность-301».     Видео о ЭФ «Юность-301»:  Видео №1.  Видео №2.  Видео №3.  Видео №4.

————————

Персональный сайт Александра Тауениса » Юность

«Юность» — переносной ламповый проигрыватель грампластинок, выпускавшийся с 1968 года по середину 70-ых на ленинградском заводе «Спутник». Он позволяет прослушивать запись с любых патефонных пластинок (33, 45 и 78 об/мин, моно). Номинальная выходная мощность усилителя 1 Вт на двух штатных громкоговорителях типа 1ГД-28, в более поздних выпусках «тристопервой» «Юности» 1ГД-40. Диапазон звуковых частот воспроизводимых громкоговорителями 150…7000 Гц. Усилитель способен воспроизводить значительно более широкий спектр частот, от 50 до 10000 Гц, но только при использовании внешней АС. Разъём для подключения внешних колонок расположен в крышке. Электрофон собран в футляре чемоданного типа, в верхней части которого расположены громкоговорители, в нижней электропроигрывающее устройство и усилитель звуковых частот с блоком питания. Электрофон питается от электросети 220В или 127В (имеется переключатель с дымовой индикацией неверного положения), потребляя мощность 50 Вт. Габариты модели 390х285х160 мм, масса не более 7 кг. Информация взята из справочников.

Также с 1965 г. выпускался электрофон «Молодёжный», который практически не отличался от ранних «Юностей». С 1970 года выпускался электрофон «Юность-301», который отличался незначительными изменениями в эл. схеме и новым ЭПУ типа III-ЭПУ-38М.

Экспонат в коллекции был найден на помойке без головки звукоснимателя. Однако подошла б/у головка ГЗП-661 от покойной радиолы «Урал-111». После дёрганья иглодержателя туда-сюда, электрофон наконец запел (немного разрушился окисел на пьезоэлементе), причём с нормальной АЧХ. После проигрывания моно пластинки на 33 об/мин следов и слухов «запиливания» не обнаружено, значит прижимной вес в норме.

Впоследствии головка была заменена на новую ГЗК-310 (это ГЗП-661, только по новым ГОСТам). Головка была куплена уже с иглами, что позволило избежать установки б/у иглодержателя ИГЗК-661. Однако, новая головка не имела надписей на рычажке переключения игл (значки \/ и 78). Пришлось выяснять назначение игл острым глазом. Как известно, алмазная игла для пластинок на 33 и 45 об/мин острая и длинная (для узких дорожек), а корундовая игла для пластинок на 78 об/мин тупая и короткая (для широких дорожек патефонных пластинок). Глаз меня не обманул и острая, длинная игла не «запилила» первую же пластинку, а и из динамиков, расположенных в крышке чемодана проигрывателя, понеслась приятная, чистая музыка без искажений. Колпачок от новой головки был надет на старую, но ещё живую, и она была отправлена в резерв.

Через некоторое время я разобрал корпус, чтобы его выправить (орголит от влаги покоробился) и обнаружил возле динамиков кулёк со следующим содержимым:

  • Предохранители на 0,5А, целые — 2шт.
  • Щётка для протирания пластинок от пыли — 1шт.
  • Новая головка с иглами (наверное, ГЗК-661) — 1шт. Новая, с колпачком, не вытекшая, белого цвета.

В общем, комплект быстро изнашивающихся запчастей. Головка прекрасно подошла и сейчас служит верой и правдой. Правда, как и у «Уральской» ГЗК-661, клей, держащий корпус, стал гелеобразным. Однако, «новая» головка не пачкается, в отличии от старой. Внимание ненавистникам повально «вытекающих» стереоголовок ГЗКУ! Это именно клей, внутри головки всё чисто.

Электрофон выпущен в 1974 году, ибо детали датированы концом 1973 г.

Редактировано: 7 июля 2016, A.T.

Топ 8 советских ламповых электрофонов. Спой мне песню, чемодан!

Спой мне песню, чемодан!

До появления компонентных проигрывателей винила класса Hi-Fi советские люди с удовольствием слушали пластинки при помощи переносных вертушек, имевших ламповый тракт и заключенных в корпуса, напоминающие чемоданы. Как правило, в одной из стенок устанавливался широкополосный громкоговоритель, ну а стереофонические модели включали в себя сразу несколько чемоданов! Кстати, конструкция лучших моделей была вполне серьезной – много металла, солидный роликовый привод, бакелитовые детали.

Тайга

Потрясающего вида виниловый чемодан выпускал Новосибирский электромеханический завод с 1956 года. Причем на нем можно было не только слушать пластинки на двух скоростях – 33 и 78 об/мин, но и слушать радио путем включения в радиотрансляционную сеть. Усилитель, само собой, был ламповый — 6Н9С и 6П6С и кенотрон 6Ц5С в питании – а громкоговоритель располагался в небольшой нише рядом с тонармом. Звукосниматель был пьезоэлектрический. Модель изначально предназначалась для участников комсомольских строек Сибири и Дальнего Востока.

Юбилейный-Стерео

Данную модель выпускал Ленинградский завод №779 с 1957 года (в 1959 году модель была доработана и модернизирована). Это был первый советский стерефонический электрофон, весь комплект размещался в трех портативных корпусах, два из которых содержали акустические системы, а третий – сам проигрыватель. Последний поддерживал три скорости вращения — 33, 45 и 78 об/мин. В каждой АС было установлено по два громкоговорителя, частотный диапазон был от 70 до 12000 Гц. Номинальная мощность была довольно высокой – 2 х 5 Ватт, присутствовал также регулятор тембра по ВЧ и НЧ. Общий вес всего комплекта составлял 14,2 килограмма.

Вильнюс/Эльфа-12

Этот «радиограммофон» с 1960 года выпускал Государственный союзный электротехнический завод «Эльфа». Компактный аппарат был предназначен для прослушивания обычных и долгоиграющих грампластинок на скоростях 33 и 78 об/мин. Встроенный усилитель был выполнен на лампах 6Н2П и 6П1П, в корпус встраивался также динамик 1ГД-5 или 1ГД-6, прикрытый акустически прозрачной сеткой. Выходная мощность составляла 1 Ватт. Весил аппарат 5 килограммов.

Волга-3

Небольшой ламповый электрофон производился заводом № 205 имени Н.С.Хрущева Саратовского СНХ с 1961 года. Он представлял собой модернизированный вариант выпускавшегося с 1958 года проигрывателя «Волга». Здесь в усилителе применены радиолампы типов 6П1П и 6П14П, а в блоке питания установлены диоды типа Д7Ж. Акустическая система включает в себя один громкоговоритель 2ГД-28, а вертушка поддерживает скорости 78, 45 и 33 об/мин. Номинальная выходная мощность была 1,5 Ватта, весил электрофон 7 килограммов.

РГ-5С / Невский

Еще один стереофонический электрофон в трех чемоданах с 1960 года выпускал Ленинградский завод № 779. Он имел конструкцию и схему, схожую с моделью «Юбилейный». Главное отличие – иные номиналы деталей и схема выпрямителя. Номинальная выходная мощность аппарата была 2 Ватта на канал, диапазон воспроизводимых частот – от 100 до 10000 Гц. С 1964 года электрофон выпускался под торговым названием «Невский».

Молодежный

Электрофон выпускался с 1965 года Ленинградским электромеханическим заводом «Спутник». Он был собран на двух лампах типа 6Н2Н и 6П14П, проигрыватель пластинок поддерживал три скорости. Номинальная мощность усилителя составляла не менее 1 Ватта, встроенный динамик — 1ГД-28.  В модели был регулятор тембра по ВЧ. Габариты чемодана были 390 х 285 х 195, вес — 6,5 килограмма.

Концертный ЭПГ-4

Самый серьезный электрофон выпускал Московский электромашиностроительный завод с 1961 года. Он работал на 4 скоростях 16, 33, 45 и 78 об/мин, а также имел автостоп. При этом встроенного громкоговорителя в модели не было, требовалось подключение к внешней аудиосистеме. Пьезоэлектрический звукосниматель воспроизводил полосу частот от 50 до 15000 Гц. Привод был роликовым, в отдельных экземплярах корпус и литой опорный диск были отделаны молотковой эмалью. Весил проигрыватель 6,4 килограмма.

Юность-301

Модель производилась с 1970 года Ленинградским объединением «Спутник» и Ярославским радиозаводом. Электрофон был предназначен для проигрывания грампластинок любых форматов на скоростях 33, 45 и 78 об/мин. Усилитель включал две лампы — 6Н2П и 6П14П, акустическая система была построена на громкоговорителе 1ГД-28, позже устанавливались динамики 1ГД-40 и 2ГД-40. Номинальная выходная мощность составляла 1 Ватт, масса аппарата — 7 килограммов.

Денис Репин

25 июня 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru

High End Munich 2019: виниловый проигрыватель Garrard 301 Transcriptor изменил внешний вид

Издание для Великобритании