Эксплуатация радиаторов отопления | Руки не Крюки
Добрый день, дорогие читатели! Сегодня я продолжу тему батарей центрального отопления. Говорить мы с Вами будем об эксплуатации отопительных батарей. Тема эта нужна практически каждому, и моя задача раз и навсегда помочь Вам разобраться в этом вопросе. Итак, я надеюсь, Вы уже прочитали мою статью: Правильный монтаж батареи центрального отопления в квартире. Будем считать, что батарею Вам установили. Что дальше?
1. Как правильно первый раз включить батарею отопления
Очень важным моментом является первое включение батареи центрального отопления в Вашем доме. Когда прошел длительный интервал времени, и ТЭЦ начинает подавать нам воду в батареи, то обычно первая вода, идущая через отопительные системы, самая грязная и ржавая. Представляете. Вы только что поставили новенькую батарею, можно сказать с конвейера, а туда раз и подали мощный поток грязи. Не удивительно, что многие батареи засоряются именно от первого такого включения, а потом мы удивляемся, что из 12 колен батареи обогревают только 8, остальные остаются холодными. Чтобы такого не случилось, при монтаже батареи как раз и необходима перемычка (байпас). Если Вы правильно сделали монтаж, то выставите положение шаровых кранов как показано на рисунке:
В этом случае, весь поток грязи при первом включении пойдет через перемычку, сохранив в целостности и сохранности Вашу батарею. В таком варианте лучше, чтобы горячая вода шла несколько дней. Конечно, многие с нетерпением ждут, когда же ее включат. Однако, мой совет, если не можете ждать несколько дней, подождите хотя бы одни сутки. Кстати здесь подробная статья по поводу того, как наоборот отключить батарею.
2. Как регулировать тепло в батареях
Предположим, Вы поставили в комнату батарею из 10 колен, и Вам с ней хорошо, когда за окном -20 градусов. Но вот, холода прошли и теперь уже несколько дней -2 градуса. Горячая вода, как это у нас часто бывает, той же температуры продолжает мощным потоком протекать через наши трубы и в комнате образуется душегубка, от которой никуда не скрыться. На помощь в этом случае, как раз и приходит регулятор температуры. В природе их существует множество. На нижеприведенной картинке Вы видите один из них.
Какой марки должен быть терморегулятор — тема отдельной статьи. А сейчас нам с Вами важно понять принцип. На рисунке изображен один из простейших терморегуляторов. У него сверху есть регулятор, который можно вращать и выставлять значения от 0 до 5:
5 — означает, что весь поток горячей воды будет проходить через батарею; 4, 3, 2, 1 — означает, что регулятор будет уменьшать диаметр проточной трубы, обеспечивая меньший ток горячей воды через батарею в единицу времени. Таким образом, на 4 батарея будет холоднее, на 3 еще холоднее и т. д.
Если Вы вообще хотите отключить батарею, то можно выставить «*» — ток воды будет очень маленький. Практически его не будет:
Или Вы можете просто перекрыть шаровые краны на батарее. Эффект будет примерно тот же:
Если у Вас в комнате 2 окна и под ними 2 батареи отопления, то еще при монтаже желательно установить их с умом. Например, на всю комнату Вам требуется 20 секций. Тогда лучше на одну батарею поставить, например, 12 секций, а на другую 8 секций. В этом случае, помимо регулятора на каждой из батарей, Вы можете полностью отключать или включать одновременно 8, 12 или все 20 секций.
3. Каталог всевозможных терморегуляторов отопления
Далеко не в каждом сантехническом магазине можно встретить регуляторы отопления. Здесь представлен довольно мощный каталог с большим выбором терморегуляторов, которые можно отфильтровать по цене и производителю. |
4. Очень важная информация
Ниже будут описаны ситуации, когда то или иное включение батареи может быть нежелательным, а подчас неприемлемым!
Размещайте БЕСПЛАТНО На Барахолке Руки не Крюки объявления на тему ремонта и строительства: продать остатки штукатурки после ремонта, найти мастера-сантехника, взять в аренду перфоратор, вывезти строительный мусор, найти партнера по бизнесу, прорекламировать свои услуги, купить сверлильный станок — все это и многое другое Вы можете размещать на нашей Доске объявлений! |
4.1.Без перемычки использовать терморегулятор нельзя
В пункте 2 мы с Вами поговорили о терморегуляторе. Однако нужно понимать, что эксперименты с регулятором температуры возможны только при наличии перемычки! Если ее не будет, а Вы уменьшите диаметр проточной трубы, то общий ток горячей воды через Вашу квартиру уменьшится. Что конечно же недопустимо, иначе к Вам придут соседи!
4.2. Терморегулятор может засориться
Если Вы используете перемычку, но по какой-то причине на время ее выключили и терморегулятор выставили в положение 5, т.е. обеспечили полный поток горячей воды только через батарею, как показано на рисунке:
то вроде все хорошо. Однако, мы должны принимать действительность, какая она у нас есть. Даже, если мы в первый раз правильно включили батареи центрального отопления, нет никакой гарантии, что, например, через месяц или два не пройдет новый грязевой поток через трубы. А вот тогда, если перемычка выключена, то шлепок грязи прямиком пойдет в Ваш терморегулятор, который, на самом деле, очень к ней чувствителен. В итоге, в терморегуляторе образуется затор, и вода вообще не пойдет в батарею. Не пойдет она и в перемычку, ведь Вы ее закрыли. Поэтому, в этой ситуации вода через Вашу квартиру перестанет идти, в доме по Вашему отопительному стояку вода также остановится и начнет остывать на морозе. В результате отряд злых соседей вместе с председателем ТСЖ или ЖСК в Вашу квартиру обеспечен.
Понятно, что включение по приведенному выше рисунку аналогично не приемлемо для положений регулятора 4,3,2,1,*
4.3. Перемычка всегда должна быть включена
Возьмите себе за правило, неважно, используете Вы регулятор температуры или не используете, но перемычка должна быть включена всегда. Таким образом, Вы всегда обеспечите ток горячей воды через Вашу квартиру. Когда имеет смысл выключить перемычку? Например, когда Вы чувствуете, что батарея подзасорилась. Тогда Вы пускаете весь ток воды через батарею, отключив перемычку. Возможно более мощному потоку горячей воды и удастся протолкнуть застрявшую грязь. Но это нужно делать непродолжительно и только под Вашим контролем — оставить ситуацию в таком виде и пойти спать — нельзя. Дело в том, что если грязь не удастся протолкнуть, то вновь образуется затор: вода не сможет пройти ни через батарею, ни через перемычку.
4.4. Терморегулятор при монтаже должен быть установлен за перемычкой, т. е. непосредственно перед батареей
Это мега важно, поскольку если он будет установлен до перемычки, то при первом включении грязь обязательно забьет Ваш терморегулятор, и Вы начнете отопительный сезон с полного перемонтажа батареи:
4.5. Избегайте откровенной невнимательности при установке шаровых кранов в различные положения
Вот такая установка шаровых кранов в Вашей системе снова обеспечит приход к Вам соседей:
Вы просто полностью перекрыли воду :).
Ну вот и все, дорогие читатели! Я постарался как можно подробнее рассказать Вам о нюансах эксплуатации отопительных батарей!
А Вы когда-нибудь случайно перекрывали стояк отопления в доме?
Все статьи по отоплению
1. Замена батареи отопления в квартире
2. Правильная эксплуатация батареи центрального отопления
3. Демонтаж радиатора отопления. Скрытая опасность
4. Отопление своими руками. Монтаж стального байпаса на батарею
5. Схема отопления. Нужен ли кран на байпасе
6. Отопление в квартире. Как правильно закрыть батарею на лето
7. Какой радиатор отопления выбрать
Как включить батарею отопления в квартире: при первой подаче
От температуры в помещении зависит степень комфорта. Поэтому системе отопления необходимо уделить особое внимание вне зависимости от габаритов жилища. И нужно не только правильно установить отопительную систему, но и адекватно ее использовать, чтобы не требовался ее ремонт. Разберемся, как правильно включать батарею отопления в квартире.
Запуск батареи при первой подаче отопления
Между периодами отопительных сезонов проходит несколько месяцев, вода застаивается, появляются частички ржавчины. При первой подаче отопления давление в системах повышенное, поэтому вся эта грязь с током воды может попасть в батареи. В результате этого они засорятся, из-за чего будут обогреваться не все колени батарей – некоторые из них будут оставаться холодными.
Чтобы этого не происходило, на этапе монтажа радиаторов отопления необходимо устанавливать байпас – это резервный путь, позволяющий перенаправлять ток жидкости в обход отопительного прибора. Его монтаж выполняют параллельно батарее.
Если байпас установлен, необходимо открыть его шаровый кран, но при этом шаровые краны батареи должны быть закрытыми.
За счет этого загрязненная вода пройдет через байпас, но не попадет в радиатор отопления. Так необходимо выждать 2-3 дня, а после закрыть шаровый кран байпаса и открыть шаровые краны батареи.
Внимание! Важно знать, куда крутить краны на радиаторе. Чтобы их открыть, необходимо проворачивать против часовой стрелки, а чтобы закрыть – по часовой стрелке.
Регулировка температуры в квартире
В некоторых квартирах зимой настолько жарко, что хозяевам приходится открывать окна. В таких случаях, для создания комфортного микроклимата, нужно нормализовать температурный режим.
Чтобы была возможность регулировки температуры, подойдет один из следующих способов:
- Использовать терморегулятор. Принцип действия простейшего терморегулятора заключается в следующем: пользователь выбирает значения регулятора от 0 до 5. Когда стоит 5 – по трубам течет вся вода, а 4, 3, 2, 1 – диаметр проточной трубы будет уменьшаться, и через батарею будет протекать меньшее количество жидкости. Чем меньшее значение выбрать, тем слабее будет нагреваться отопительный элемент.
- Использовать термостат – электронный регулятор. Это устройство, оснащенное датчиком температуры и процессором. С его помощью можно запрограммировать терморегулятор для работы в нужном режиме. Например, днем можно настроить температуру на минимальные показатели, а к вечеру – на оптимальные. Такой вариант подойдет для будней, когда днем все члены семьи находятся вне дома. Такое устройство не только позволяет регулировать температурный режим, но и помогает снизить расходы на отопление на 20-30 %.
- Перекрывать шаровые краны. Если закрыть один кран, батарея будет нагреваться медленнее. Если закрыть сразу оба крана, радиатор вообще не будет нагреваться. Таким способом можно регулировать температуру, если в комнате есть несколько батарей. Но во время монтажа необходимо правильно подобрать батареи – в одной комнате лучше использовать 2 батареи – на 8 и на 12 секций. Потом можно будет отключать или одновременно включать 8, 12 или 20 секций. При закрытии кранов батарея должна быть холодной. Нельзя их перекрывать, если жидкость в системе горячая. Ведь при понижении температуры воды уменьшится ее объем, образуется вакуум, повысится давление, что может привести к повреждению радиатора.
Применение регуляторов – наиболее оптимальный вариант. Это позволит не отключать полностью батарею, а только уменьшить силу ее нагревания.
Что делать с заклинившим шаровым краном
Если шаровый кран заклинил, можно попробовать отремонтировать его самостоятельно. Для этого:
- Открутить фиксирующую гайку и снять рукоятку. Под ней находится верхняя часть штока.
- Если есть прижимная втулка под шестигранник, можно ее немного ослабить.
- Используя разводной ключ, проворачивать шток из стороны в сторону. Внимание! Действовать нужно медленно и плавно. Если приложить большие усилия или проворачивать ключ слишком быстро, можно деформировать шар или весь механизм.
- Проверить систему. Если механизм нормально работает, и нет подтеканий, можно установить регулирующую ручку. Для этого провернуть ее до выступов разрешенной степени открытия, чтобы определить, можно ли зажать до упора прижимную втулку.
Важно! Если не известно, из какого материала изготовлено устройство, проводить его ремонт не рекомендуется. Ведь применение дополнительных механических инструментов может привести к его полной деформации.
Чтобы избежать поломки шарового крана, необходимо использовать только качественную продукцию. Не рекомендуется приобретать устройства из силумина с толщиной стенок патрубков меньше 2,8 мм. Лучше отдавать предпочтение кранам европейских или турецких производителей.
Для профилактики поломок необходимо периодически менять положение механизма, чтобы разрабатывать кран. Делать это рекомендуется хотя бы раз в месяц.
Вывод
Таким образом, очень важно знать, как правильно включить батарею отопления. Во время этого процесса необходимо соблюдать вышеуказанные нюансы. Иначе есть вероятность засорения отопительного прибора, вследствие чего он будет нагреваться неравномерно.
Положение открытого крана на батарее
Как отрегулировать температуру в квартире
- Если в квартире часто бывает жарко до такой степени, что возникает желание перекрыть батареи отопления, рассмотрите возможность установки на радиаторы регуляторов температуры. Если у батареи есть байпас, можно поставить на входе в батарею термостат, который будет регулировать температуру в помещении.
- Если байпаса нет, устанавливать регулирующие устройства запрещено, поскольку при наличии таких устройств вы будете задавать температуру не только у себя в квартире, но и у всех соседей по стояку. В этом случае можно заменить батарею отопления и установить байпас.
Для перекрытия отопительного прибора необходимо наличие шаровых кранов
У тех, кто живет в домах с центральным отоплением, вопросы на тему как перекрыть батарею отопления обычно возникают в двух случаях:
- если на улице установилась теплая погода, а центральное отопление еще не отключили, так как официально отопительный сезон не завершен;
- при необходимости заменить, отремонтировать или покрасить радиатор, отремонтировать стену за батареей.
При этом следует принять во внимание такой момент: внутри батареи постоянно находится теплоноситель. Его сливают только в случае проведения ремонтных работ в системе
Это связано с тем, что основная часть приборов отопления, установленных в домах старой постройки, а также внутридомовая разводка выполнены из стали.
Жидкость внутри батареи отопления содержит определенное количество кислорода в растворенной форме, который со временем полностью вступает в реакцию с металлом, вследствие чего коррозия прекращается.
Нельзя на долгий срок оставлять систему или отдельный отопительный прибор незаполненным — на внутренней поверхности стальной или чугунной батареи остается влага, которая долго не испаряется в замкнутом пространстве.Это существенно ускоряет процессы коррозии. Таким образом, теплоноситель сливается лишь в исключительных случаях.
Если нужно перекрыть и снять радиатор
Работы, связанные со снятием радиатора, оптимально проводить после окончания отопительного сезона. Если работы необходимо провести в отопительный сезон, нужно учесть ряд нюансов. Если у вас однотрубная система отопления и вертикальная разводка, снять батарею можно только в том случае, если имеется байпас.
Такую систему можно определить по трубам, одна из которых идет с потолка и соединяется с радиатором, а другая выходит из радиатора и исчезает в полу. Байпас представляет собой перемычку, соединяющую входящую и выходящую трубы. Это труба примерно того же или чуть меньшего диаметра, чем основные трубы. Принцип действия байпаса следующий: если радиатор отключен, вода начинает идти по стояку, проходя через байпас, не проходя через батарею. В этом случае стояк работает, отопление в соседних квартирах не выключается.
Если система двухтрубная, при наличии кранов достаточно их закрыть, после чего можно снимать батарею.
Помните, что батарея всегда наполнена водой
Батарея наполнена жидкостью в течение всего года. Слив воды производится только на непродолжительное время в процессе централизованных ремонтных работ. Поэтому, если планируется замена батареи, просто отключить ее недостаточно – необходимо слить воду. Почему система постоянно заполнена теплоносителем? Крайне нежелательно, чтобы кислород попадал в систему отопления. Когда вода сливается, ее место занимает воздух с водяными парами. Это ведет к активному окислению – то есть появлению ржавчины на поверхности стальных и биметаллических батарей. Растворенный же в теплоносителе кислород не разрушает металл, т.е. не приводит к коррозии. Поэтому, чтобы система отопления прослужила долго, она всегда заполнена.
Необходимость отключения
Прежде чем перейти к схеме отключения батареи от стояка во многоквартирном доме, предлагаем рассмотреть базовые причины, которые могут спровоцировать сбой в работе отопительной системы.
Приводим список наиболее вероятных причин отключения батареи:
- аварийная ситуация, которая грозит затоплением вашей и соседской квартиры горячим теплоносителем;
- покраска радиаторов в холодное время года, когда отопление уже включено;
- если возникла необходимость сменить радиатор, либо промыть его;
- зимой батареи слишком горячие, и вы хотите понизить температуру в помещении.
В некоторых квартирах жильцы практикуют перекрытие батарей в летнее время без слива теплоносителя, чтобы уберечь радиаторы от засоров в период осеннего включения системы отопления. В это время вода по трубам зачастую идет с фрагментами ржавчины. Как правильно это делать, мы расскажем в одном из разделов этой статьи.
Что требуется для перекрытия приборов отопления
Если жарко в квартире или надо отсоединить радиатор без вызова сантехника для перекрытия всего отопительного стояка в подъезде, важно, чтобы:
- Между трубой подачи и обраткой имелась вертикальная перемычка – байпас, именно по нему будет проходить поток теплоносителя, не попадая в установленную батарею после того, как вы ее перекроете. Отсутствие байпаса автоматически означает, что вы перекрываете поток для всего стояка.
- На трубах подачи и обратки между байпасом и радиатором отопления должны быть установлены шаровые краны с американками. Именно они дают возможность выполнить отключение.
- В идеале на входе в радиатор устанавливается воздушный клапан.
Исходя из вышесказанного, если нет байпаса, но установлены шаровые краны, батарею можно самостоятельно демонтировать для ремонта или замены, но только не в отопительный период.
Байпас (перемычка) монтируется параллельно радиатору и обычно представляет собой трубу, диаметр которой равен диаметру труб подводки или на шаг меньше. Если вы планируете перекрывать батареи после отопительного сезона или устанавливаете радиатор с терморегулятором, обязательно позаботьтесь о монтаже байпаса. Иначе своими действиями вы понизите температуру теплоносителя и у соседей.
Можно ли выполнить отключение, перекрыв оба крана?
Представим, что вы закрыли оба крана в тот период, когда теплоноситель в системе еще горячий.
Зная элементарные законы физики, можно легко понять, что
:
- При остывании воды в батарее ее объем уменьшится;
- Это приведет к образованию вакуума в замкнутом пространстве радиатора;
- В результате образовавшегося давления батарея деформируется или потеряет герметичность, потребуется его замена.
Итак, в поисках ответа на вопрос как перекрыть батарею, если в квартире стало жарко, вы уже знаете, что этого ни в коем случае нельзя делать путем закрытия обоих кранов! Теперь осталось разобраться, стоит ли использовать оба крана после отопительного сезона, когда теплоноситель уже остыл.
Как мы уже знаем, центральная отопительная система круглый год стоит заполненной. На отдельных участках теплоноситель сливают, если требуется проведение ремонтных работ, а затем снова заполняют. Таким образом, внутри вашего радиатора находится жидкость.
Если перекрыть и верхний и нижний кран, происходит следующее
:
- В жидкости внутри батареи протекают разнообразные химические процессы, так как теплоноситель не может быть химически чистым;
- В результате этих процессов происходит газообразование;
- Так как у газов нет возможности выхода, из-за повышенного давления радиатор может разгерметизироваться.
Таким образом, если на батарее не установлен воздухоотводчик (кран Маевского), перекрывать оба запорных крана категорически не рекомендуется, даже если температура теплоносителя комнатная.
Принцип регулировки температуры радиаторов отопления
Он напрямую связан с особенностями конструкции этого элемента и его установкой. Кран представляет собой шар, имеющий сквозное отверстие.
Контролируется работа крана с помощью рукоятки, зафиксированной к шару штоком.
Важно!
Для монтажа прибора требуется грамотно выбрать местоположение
так, чтобы поворот рукоятки в дальнейшем не помешал другим устройствам отопительной системы. Значения диаметров крана и трубы должны быть идентичными.
Значения диаметров крана и трубы должны быть идентичными.
Фиксация устройства должна проходить параллельно
по мере его закручивания с использованием пакли или специальной ленты. Они обеспечивают механизм дополнительной защитой от протечек. Правильность установки в дальнейшем проверяется путём подачи напора воды.
Фото 1. Устройство шарового крана для регулировки температуры в радиаторе отопления. Стрелками показаны части изделия.
Приведение ручки в действие способствует движению механизма вокруг собственной оси. Поворот шарового отверстия к патрубкам и трубопроводным входам делает возможной циркуляцию теплоносителя через неё
, в противном случае проток жидкости будет перекрыт.
Шар в таких механизмах может быть зафиксированным и подвижным. В первом случае он прикреплён к штоку так, что полностью остаётся статичным. Герметичность такого соединения обеспечивают болты либо тарельчатые пружины.
Подвижный шар способен передвигаться в зависимости от степени водного давления на него
. В силу этой возможности такая разновидность механизма имеет большее распространение, нежели первая.
Как открыть кран
Делается это для подачи максимально возможного количества теплоносителя с целью обеспечения помещения теплом. Для регулировки механизма требуется повернуть рукоятку параллельно его собственной оси и трубе.
Для удобства на корпусе крана присутствуют выступы, указывающие ограничения по степени его открытия. Выполняется это против часовой стрелки.
Как закрыть
При этом действии полностью прекращается циркуляция теплоносителя. Требуется это делать в том случае, когда возникает необходимость снизить температуру радиатора до минимума, например, летом.
Рукоятка прибора в положении «перекрыто» должна образовывать с его осью и трубопроводом угол в 90 градусов.
В соответствии с выступами движение ручки для остановки циркуляции жидкости должно выполняться по часовой стрелке.
Справка.
В обеих ситуациях, при отсутствии рукоятки, определить положение крана возможно по выточке
. Если она сонаправлена с трубопроводом и самим механизмом, то его положение «открыто», в противном случае проток жидкости перекрыт.
Каким образом повернуть заклинивший кран на батарее, отрегулировать его
Зачастую такая ситуация возникает, если периодически, в качестве профилактики, не менять положение механизма и не разрабатывать его.
Прежде чем предпринимать направленные действия по ремонту прибора, стоит попробовать сделать это руками.
Внимание!
Необходимо заранее знать, из чего выполнен кран, так как использование дополнительных механических инструментов может нанести необратимый вред механизму. Ремонт начинается с откручивания фиксирующей гайки
и снятия рукоятки
Под ручкой располагается верх штока
Ремонт начинается с откручивания фиксирующей гайки
и снятия рукоятки. Под ручкой располагается верх штока.
В некоторых моделях устройств имеется прижимная втулка под шестигранник
, которая оказывает давление на сальник. Если шток проворачивается только путём приложения усилий, то фиксацию втулки делают немного свободнее.
При этом довольно частым явлением бывает образование небольших потёков
воды наверху крана.
Затем с помощью разводного ключа
медленными движениями из стороны в сторону разрабатывается шток.
Важно!
Прилагать повышенных усилий или ускорять восстановительные работы опасно. Это может привести к процессу полной деформации шара или механизма в целом
Завершающим этапом ремонтного процесса является установка рукоятки обратно
. Пробный поворот её до выступов разрешённой степени открытия позволяют определить, можно ли фиксировать прижимную втулку. Окончательно регулирующая ручка устанавливается на место только после положительного результата испытаний и проверки механизма на отсутствие течи.
Чтобы избежать в дальнейшем неприятных последствий в виде поломки крана, не стоит использовать устройство, изготовленное из силумина, с толщиной стенок его патрубков менее 2,8 мм
При этом стоит обращать внимание на продукцию с высоким уровнем качества, изготовленную европейскими или турецкими фирмами-изготовителями
Как правильно перекрыть батарею
Ответ на вопрос, как отключить батарею отопления, предельно прост – достаточно закрыть один кран, оставив второй открытым. Но какой кран перекрывать?
Как мы понимаем, вода в стояк отопления подается снизу.
Рассмотрим варианты
:
- Верхний кран закрыт, а нижний открыт. Если будут выполняться ремонтные работы у соседей снизу или в подвале, или на ветке, питающей дом, теплоноситель сольют, и ваш радиатор будет опустошен. Если он стальной или чугунный, это спровоцирует коррозию.
- Нижний кран закрыт, а верхний открыт. Независимо от любых ремонтов радиатор будет заполнен.
Итак, мы узнали, как перекрывать батарею на летний сезон: для этого закройте только нижний шаровой кран.
При наступлении холодов следите за объявлениями на подъезде о начале отопительного сезона. После чего перекройте оба шаровых крана, чтобы в радиатор не попал мусор – пусть он весь пройдет через байпас. Разрыв батареи при закрытых кранах в этом случае вам не грозит – за один-два дня внутри радиатора не сможет образоваться достаточное для этого давление. Квартира за это время тоже не успеет промерзнуть, тем более, небольшой подогрев помещения будет от стояка.
Как включить батарею отопления? В этом нет ничего сложного – просто откройте оба шаровых крана, и теплоноситель начнет нормальную циркуляцию через включенный радиатор.
Заключение
Для этого потребуются
:
- шаровые краны;
- байпас;
- воздухоотводчик.
Работа по установке байпаса и шаровых кранов должна быть выполнена профессионалами с привлечением сантехника, который перекроет воду в стояке. Учтите, что потребуется сварка и соответствующее оборудование.
Шаровые краны и байпас – это возможность
:
- обеспечить сохранность своих батарей от коррозии и загрязнения;
- не страдать от жары при резком потеплении во время отопительного периода;
- обеспечить безопасность при возникновении аварийной ситуации — если радиатор выйдет из строя, его можно будет отключить от системы, при этом соседи не пострадают ни от потопа, ни от отсутствия тепла;
- в любое удобное время самостоятельно заменить старый радиатор на новый;
- снимать батареи для промывки или окраски.
- успешно пользоваться современными радиаторами с терморегулятором, не мешая соседям.
Грамотный подход к организации квартирного отопления – это забота о комфорте и безопасности.
Кран для радиатора позволяет осуществлять контроль над потоком циркулирующего теплоносителя, в том числе над его перекрытием на случай проверки или промывки батарей.
С помощью этого приспособления можно отключить радиаторы без опрессовки основной отопительной системы.
Как же правильно сделать
А правильным будет открыть один кран, а второй закрыть. Я лично всегда открываю верхний кран, а нижний закрываю. Таким образом наличие воды в батарее в течении всего периода: весна — лето — осень — зима будет обеспечено, и вакуум в таком случае не образуется. С батареей все будет в порядке.
Внимание!
Но вот, наступила осень. И мы прочитали объявление о том, что на следующий день должны включить отопление. Какие наши действия? Мы помним, что в момент подачи воды, через трубы пойдет самая ржавчина. Чтобы не засорить батарею перекрываем оба крана! Не переживайте, даже если на следующий день так совпадет, что пообещают заморозки, вода в батарее не успеет остыть за день настолько, что в ней образуется вакуум. Ведь Ваша батарея все же находится в квартире, а не на улице.
Да, к слову, перемычка в эти периоды у Вас всегда должна быть открыта!
Так вот, подали горячую воду. Она побежала через байпас. И прекрасно. Лучше 1-2 дня вообще не включать батарею. Пусть вся ржавчина пройдет мимо Вас!
От байпаса вода в батарее начнет немного нагреваться. Нагрев воды приведет к увеличению давления внутри батареи. Но не пугайтесь. Как раз нагревание не страшно! Опять вспоминаем нашу бутылку из детства. Кто-нибудь пытался ее надуть? Очевидно, что это было гораздо сложнее сделать, чем высосать из нее воздух. Тот же эффект и с батареей. Незначительное повышение давления за счет увеличения температуры никак не может привести к деформации батареи.
После 1-2 дней протока горячей воды через перемычку, открываем оба крана на батарее и встречаем новый отопительный сезон.
Ну вот, дорогие читатели, на этом все! Надеюсь этот краткий очерк пролил свет на то, что отопление в квартире нужно обязательно контролировать!
От автора:
привет, дорогие друзья! Необходимость перекрыть батарею во многоквартирном доме может возникнуть по совершенно разным причинам, и не только в отопительный сезон. Цель этой статьи — разобрать по полочкам вопрос «Как перекрыть батарею отопления в квартире?».
У жителей частных домов такой проблемы не существует благодаря автономности
А вот в квартире, где батарея является частью многоуровневой системы и прочно соединяется с соседскими отопительными приборами, важно соблюдать определенные правила. Ведь самостоятельное перекрытие радиатора может привести к неприятным последствиям
Установка крана для батареи (радиатора) отопления: как поставить самому
Централизованная или индивидуальная система отопления нуждается в регулировке. Погода имеет приятное свойство изменяться, а вот температура теплоносителя в системе чаще всего остается неизменной. В результате наблюдается печальная картина: за окном — мороз, а в комнатах — тропическая жара. Владельцы частных домов с индивидуальным отоплением могут полностью контролировать температуру воздуха в каждой комнате благодаря современным системам автоматизации.
Но существует и менее затратный способ регулировать интенсивность потока теплоносителя — установка кранов на батареи отопления. Наличие этих простых, но полезных устройств позволяет также более эффективно проводить ремонт и техническое обслуживание радиаторов, поскольку в помощью таких кранов можно в любой момент отключить радиатор от системы, а затем так же просто снова его подключить.
Зачем нужен кран на батарее отопления
При монтаже современной системы отопления, еще на этапе ее разработки, мастер обязательно порекомендует заказчику установить краны на радиаторы. В результате владелец объекта получает целый ряд преимуществ:
- Это уже упомянутая ранее возможность отключить/подключить батарею, независимо от времени года и отопительного сезона. Батарея может забиться, сломаться, дать течь, а простой поворот крана прекратит подачу теплоносителя и позволит сразу же провести необходимые манипуляции с устройством.
- Если в квартире или доме становится слишком жарко из-за внезапного потепления, на которые поставщики тепла не успели своевременно отреагировать, достаточно просто отключить батарею. Когда температура достигнет комфортного уровня, батарею снова включают.
- Установленный внизу радиатора кран позволяет перед демонтажом быстро и аккуратно слить теплоноситель в отдельную емкость или даже сразу в канализацию. Это значительно сэкономит время и силы на уборку после ремонта или замены радиатора.
- Наличие кранов позволяет проводить регулярное техническое обслуживание радиатора, чтобы удалить из системы загрязнения и попавший в трубы воздух. В результате батарея прослужит дольше, а качество отопления повысится.
Иногда владельцы квартир беспокоятся о том, что кран может легко дать течь или сломаться. Чтобы этого не случилось, следует выбрать качественное оборудование, а также тщательно соблюдать технологию монтажа.
На фото представлено изображение обычного шарового крана, установленного на батарее отопления, и обозначены основные элементы такой конструкции
Вам может быть полезен материал о видах радиаторов, их преимуществах и недостатках: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/radiatory/kak-vybrat-radiatory-otopleniya.html. Изучив его, вы сможете быстро выбрать батареи отопления для дома или квартиры.
Устройство шарового крана и их виды
Для установки на радиаторы обычно используют шаровые краны. Это относительно простое устройство, которое состоит из следующих элементов:
- затвор;
- шток с уплотнителем;
- уплотнительная шайба;
- уплотнительные седла;
- корпусная и регулировочная гайки;
- ручка управления;
- корпус.
Затвор представляет собой металлический шар, по центру которого сделано отверстие. Ручка позволяет переместить затвор в одно из двух положений: “закрыто” или “открыто” — поворотом на 90 градусов. Такое простое устройство обеспечивает надежность конструкции и относительно невысокую цену.
Чаще всего шаровые краны изготавливают из прочной латуни или подобных сплавов, используют в их производстве также прочные современные пластики и эффективные смазочные материалы. Еще одно преимущество шарового крана — компактные размеры. Для небольшого устройства проще подобрать подходящее место в системе.
На схеме подробно представлено устройство шарового крана, которое позволяет понять принципы работы этой простой и надежной конструкции
В зависимости от пропускной способности различают:
- полнопроходные;
- стандартные;
- неполнопроходные шаровые краны.
Первые пропускают 90-100% потока теплоносителя, вторые — около 70-80%, а третьи — всего лишь 40-50%. Для монтажа на радиаторе рекомендуется устанавливать полнопроходные конструкции, которые обеспечат отсутствие значительных препятствий для теплоносителя, что благоприятно сказывается на эффективности отопления помещения.
В продаже можно встретить шаровые краны, выполненные из пластика, но для трубопроводов горячего водоснабжения или отопления они не подходят, поскольку плохо переносят высокие температуры. Латунные шаровые краны для радиаторов различают также по способу монтажа:
- муфтовые;
- фланцевые;
- приварные;
- комбинированные.
Муфтовые краны обычно рекомендуются для использования при монтаже отопительных систем, подходят они также для водопроводов и газопроводов. Применяются как в жилых помещениях, так и при обустройстве общественных зданий. Это небольшие устройства, простые в эксплуатации и очень надежные. Их легко установить, при этом специальное сложное оборудование обычно не требуется. Такие конструкции монтируют на трубы с сечением не более 40-45 мм.
Выбирая краны для трубопроводов большего диаметра, рекомендуется обратить внимание на фланцевые конструкции. Они рассчитаны на трубопроводы диаметром более 50 мм. При монтаже обязательно следует использовать специальные уплотнительные прокладки, чтобы обеспечить достаточную прочность и герметичность соединения крана и трубопровода. Фланцевые шаровые краны обладают достаточной прочностью, чтобы использоваться в отопительных системах.
Различают разборные фланцевые краны и неразборные. Первые имеют разборной корпус, который будет очень удобным при замене износившихся или испортившихся деталей. Чаще всего замены требуют прокладки, иногда приходится ставить новый затвор и т.п. У неразборных фланцевых кранов цельнолитой корпус. При поломке приходится полностью заменять всю конструкцию.
Приварные конструкции устанавливают путем сварки, как понятно из названия. Поскольку демонтаж такой конструкции простым не назовешь, устройства этого типа устанавливают в местах с ограниченным доступом. Приваривать шаровые краны следует только специалистам, которые обладают необходимой квалификацией.
Приварной шаровый кран достаточно сложно установить, поскольку нужно провести умелую сварку. Такие устройства устанавливают в местах, к которым нельзя обеспечить свободный доступ
В комбинированных конструкциях могут сочетаться несколько способов монтажа. Такие краны могут быть проходными, угловыми, многоходовыми (например, трехходовыми). Последний тип в монтаже систем отопления применяется не часто, поскольку используется в системах, где необходимо смешивание или перенаправление различных сред.
Хотя для отопительных систем лучше всего использовать краны из латуни или ее сплавов, в продаже можно встретить силуминовые регулировочные конструкции, менее прочные и более дешевые. Внешне они очень похожи на латунные краны и могут выдаваться за дорогостоящие оригиналы недобросовестными продавцами. Перед покупкой следует проконсультироваться с профессиональным мастером, который поможет отличить подделку и сделать правильный выбор.
Шаровые краны из силумина стоят недорого, но отличаются низкой устойчивостью к нагрузкам и коррозии. Такие конструкции не стоит устанавливать на батареи отопления
Силуминовые конструкции в отопительных системах выдерживают нагрузки не более года, потом они ломаются. Этот материал крайне плохо переносит повышенные нагрузки, такие как гидроудар, заметно подвержен коррозии. Иногда силуминовый кран для батареи отопления просто отваливается от трубопровода при закрывании или открывании крана. Это может привести к значительным и серьезным ожогам. Кроме того, при использовании некачественных кранов часто возникают протечки. В результате может быть затоплен не один этаж.
Перед покупкой отопительных труб и кранов нужно рассчитать количество секций радиаторов, чтобы обеспечить хороший обогрев комнат. Как это правильно сделать, узнаете из нашей статьи: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/raschety/raschet-kolichestva-sektsiy-radiatorov-otopleniya.html.
Порядок установки
Проще всего установить фланцевый шаровый кран, это очень популярная конструкция. Чтобы установить такой кран, необходимо:
- Выбрать подходящее место.
- Обмотать резьбу крана уплотнителем, например, ФУМ лентой.
- Привинтить кран.
- Проверить места соединения на предмет протечек.
Выясняя, как правильно поставить кран на батарею, следует учесть ряд нюансов, которые помогут грамотно выполнить эти операции. Например, если кран врезают в уже готовую систему, следует вырезать небольшую часть трубы и нарезать подходящую резьбу, если таковая отсутствует. Больше полезной информации по установке вы можете подглядеть в видеоматериале:
Разумеется, перед началом работ понадобится удалить теплоноситель из отопительной системы. У владельцев частных домов с индивидуальным отоплением проблем не возникнет, а вот жильцам квартир придется согласовать это мероприятие с управляющей компанией.
Шаровый кран устанавливают на участке между батареей и байпасом — специальной перемычкой, которая обеспечивает циркуляцию теплоносителя в системе, даже когда кран перекрыт
Кран устанавливают перед батареей и за перемычкой, которая соединяет “вход” и “выход” теплоносителя, чтобы при перекрывании потока теплоноситель не прекращал циркулировать по системе. Если такая перемычка (профессионалы называют ее байпас) отсутствует, при установке крана на радиатор эту проблему нужно обязательно решить. Устанавливая кран, следует учесть два момента:
- Не должно быть препятствий для регулировочной ручки, установленной в любое положение.
- Следует обеспечить свободный доступ пользователя к крану.
Перед приобретением крана, конечно, следует убедиться, что диаметр крана и трубы, на которую его будут устанавливать, соответствуют друг другу. Уточнить стоит также и тип резьбы. У фланцевого крана эти элементы могут быть выполнены следующим образом:
- обе резьбы внутренние;
- обе резьбы внешние;
- сочетание внутренней и внешней резьбы с разных сторон.
На фланцевых кранах имеется специальная маркировка в виде стрелки, которая указывает направление потока рабочей среды, т.е. теплоносителя. Не стоит пренебрегать этими указаниями при установке крана.
Чтобы избежать протечек, следует правильно использовать ФУМ ленту или другой подходящий уплотнитель. В случае, когда кран устанавливается на трубу с открытой резьбой (понятно, что на фланце крана резьба будет закрытого типа), уплотнитель наматывают по часовой стрелке. При этом мастер располагается лицом к отверстию трубы. Если же открытая резьба находится на фланце, уплотнитель также наматывают по часовой стрелке, но уже располагаясь лицом к крану, а не к трубе.
Когда ФУМ лента намотана правильно и в достаточном количестве, для завинчивания резьбы понадобятся заметные усилия. По окончании работ часть уплотнителя может немного выступать на стыке, это совершенно нормальная ситуация, характерная для хорошей герметизации. Если же кран проворачивается легко, использован слишком тонкий слой уплотнителя. В этом случае следует намотать еще немного ФУМ ленты, а затем плотно привинтить кран к трубе. Соблюдение этих несложных правил поможет установить кран правильно и обеспечит достаточно высокую герметизацию.
По окончании работ необходимо обязательно проверить соединение, заполнив систему водой, желательно, при повышенном давлении. Пренебрежение этим правилом может привести к затоплению помещения из-за неправильной герметизации соединений. Чаще всего от последствий недобросовестной работы страдают жильцы многоквартирных домов, поскольку заполнение отопительной системы водой перед началом отопительного сезона обычно проводится без предупреждения в будний день.
Несколько слов о кране Маевского
Помимо обычных шаровых кранов существует механизм, кот орый предназначен специально для радиаторов — кран Маевского. Это устройство необходимо не для регулировки потока теплоносителя, а для удаления воздуха, который тем или иным образом попал в поток. В основе устройства находится игольчатый механизм, специально разработанный для этих целей.
Кран Маевского — небольшое устройство, которое обычно устанавливают в самой высокой точке отопительной системы, чтобы стравливать попавший в трубы воздух
Существуют два типа кранов Маевского — простая механическая модель и автоматическое устройство. Первым управляют вручную, второй настраивают соответствующим образом, и он включается, когда это необходимо. Удаление воздуха из отопительной системы позволяет предупредить образование воздушных пробок и повысить эффективность работы системы.
Устанавливают краны Маевского в самой высокой точке системы, где скапливается воздух. Если система работает с принудительной циркуляцией, перед включением такого крана рекомендуется отключить насос и подождать некоторое время.
Выбирая кран для чугунной батареи, следует помнить, что в таких конструкциях накапливается много загрязнений, которые создают дополнительную нагрузку на кран
Вам может пригодиться материал с инструкцией по установке радиаторов отопления: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/radiatory/podklyuchenie-radiatorov-otopleniya.html.
Автоматический кран Маевского обычно используют только в системах автономного отопления. В этом случае владельцы дома могут контролировать качество теплоносителя, регулярно проводят чистку системы и т.п. В многоквартирных домах с централизованным отоплением используют модели крана Маевского с ручным управлением, они более прочные и лучше сопротивляются загрязнениям, которые характерны для теплоносителя в общественных системах. Автоматические модели в таких условиях очень быстро засоряются и ломаются. Особенно внимательными к состоянию кранов на радиаторах следует быть тем, у кого в доме стоят старые чугунные радиаторы.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!как производится замена своими руками, инструкция по монтажу, фото и видео
Запорная и регулирующая арматура, которую в обиходе часто называют кранами, является важнейшей частью любой отопительной системы. Ошибки при выборе или установке этих устройств очень часто не ограничиваются ухудшением рабочих показателей системы отопления, но приводят к аварийным ситуациям с весьма ощутимыми последствиями. Бьющая с сильным напором из лопнувшего или сорванного крана горячая вода успеет принести немалый ущерб, пока система будет полностью отключена, а в худшем случае дело может окончиться ожогами и другими травмами. Поэтому к выбору, установке и эксплуатации арматуры следует подходить очень обстоятельно. О том, как правильно делать все это, мы и поговорим.
Назначение арматуры
Установленный вблизи радиатора кран может выполнять одну из следующих функций:
- Изменение количества поступающего в радиатор теплоносителя. Таким образом регулируют теплоотдачу батареи, а соответственно, и температуру в помещении;
- Полное отключение радиатора от системы отопления. Чаще всего это делают для проведения ремонтных работ;
- Сброс рабочей среды. Производится при выполнении ремонта или для промывки батареи;
- Сброс воздуха.
Поскольку перепад давления в системе отопления весьма незначителен, даже небольшая воздушная пробка способна остановить циркуляцию теплоносителя. Стравливая воздух, мы устраняем причину затора и восстанавливаем функционирование системы.
В квартирах и частных домах на радиаторах систем отопления устанавливают шаровые вентили. Такой вентиль еще называют пробковым. Внутри него имеется металлический шар, вращающийся вокруг оси, перпендикулярной оси трубопровода. В шаре выполнено сквозное отверстие, сечение которого равно сечению трубопровода (диаметр самого шара превышает просвет трубопровода). Вращая рукоятку, пользователь поворачивает шар, при этом ось проделанного в нем канала либо совмещается с осью трубы (вода течет через кран), либо занимает перпендикулярное ей положение (вода через кран не поступает). Герметичность посадки шара в седле обеспечивается покрывающей его пластиковой оболочкой.
Шаровый вентиль — наиболее популярный тип запорной арматуры для трубопроводов диаметром менее 50 мм. Главное их преимущество — скорость: перекрыть поток воды в трубопроводе можно одним движением, повернув вентиль на 90 градусов. Принцип устройства крана исключает протечки через отверстие для штока, поэтому в нем нет необходимости устанавливать сальник, который периодически приходилось бы менять. Благодаря появлению новых материалов и технологий все недостатки, которые были свойственны пробковым кранам в прошлом, в современных моделях устранены. Сегодня это надежные, практичные и долговечные устройства, с которыми очень легко работать.
Другие виды
Рассмотрим винтовые вентили, кран Маевского, промывочный кран, дроссель и термостатическую головку более подробно.
Винтовой вентиль
Рабочим органом такого вентиля является шток с закрепленным на его конце клапаном. На штоке нарезана резьба, поэтому при вращении барашка с гайкой он может двигаться вверх и вниз. При крайнем нижнем положении штока находящийся на его конце клапан перекрывает отверстие — седло, препятствуя таким образом движению потока воды.
Опытные сантехники не рекомендуют применять данный тип кранов на батареях отопления. Со временем сальник, установленный для герметизации отверстия штока, начинает подтекать. Клапан тоже рано или поздно даст течь: латунный — из-за отложения солей, имеющий резиновую прокладку — из-за разрушения резины в горячей воде. Более надежными являются клиновидные латунные клапаны, но и они не идеальны: при чрезмерном усилии такой клапан может заклинить в седле.
В отличие от шаровых кранов, винтовой вентиль следует устанавливать только в том направлении, которое указано стрелкой на его корпусе. Если деталь будет установлена в обратном направлении, напор воды довольно быстро сорвет клапан.
Если вентиль закручен не до конца, то клапан, неплотно перекрывающий седло, начинает вибрировать. Это становится причиной череды гидравлических ударов, сопровождающихся характерным звуком. Как известно, гидроудары являются нежелательным явлением, поскольку могут приводить к разрушению оборудования и деталей трубопровода.
Кран Маевского
Данный тип арматуры применяется для сброса воздуха, образующего пробку в батареях отопления. Кран Маевского — довольно надежное устройство, его замена или ремонт требуются крайне редко. Кран снабжен резьбой, посредством которой осуществляется его установка в пробку радиатора. В подавляющем большинстве современных моделей шток проворачивается отверткой, но встречаются экземпляры, которые открываются/закрываются только специальным ключом. Их монтаж не рекомендуется, поскольку ключ, в котором возникает необходимость только один раз в год, быстро теряется.
При покупке кран Маевского следует внимательно проверять, поскольку в некоторых моделях шток можно полностью выкрутить. Если это случайно произойдет во время промывки батареи отопления, вернуть его на место уже не получится из-за напора горячей воды. В этом случае придется отключать весь стояк.
Промывочный
В продаже эти краны, имеющие сварной корпус из стали, встречаются довольно часто, но специалисты считают их ненадежными из-за резиновой прокладки, которая может разрушиться во время промывки радиатора. Вращение штока производится газовым ключом или плоскогубцами.
Дроссель
С помощью этого крана можно менять объем теплоносителя, поступающего в радиатор. Регулировка осуществляется вручную.
Термостатическая головка
По своей функции это устройство абсолютно аналогично предыдущему, только здесь пропускная способность регулируется автоматически с помощью термостата, который таким образом поддерживает требуемую температуру в помещении. По принципу устройства термостатические головки делятся на механические и электронные.
Монтаж
В отопительных системах жилых домов, где применяются в основном трубы малых диаметров, установка кранов на батареи выполняется посредством резьбовых соединений. Наиболее удобным признан тип соединения, называемый в обиходе «американкой». Деталь арматуры снабжена одной или двумя накидными гайками, каждая из которых охватывает присоединительный хвостовик и может вокруг него свободно вращаться. Гайка накручивается на трубу, прижимая к ней кран, при этом торец трубы упирается в установленную внутри крана прокладку. Установка арматуры на «американку» осуществляется проще, чем на муфтовое соединение, при этом вентиль может быть расположен довольно близко к стене.
Кран на «американке».
Для того чтобы разобрать соединение, достаточно открутить гайку с одной стороны. Это позволяет, к примеру, демонтировать батареи отопления для ремонта или доступа к находящемуся за ними участку стены без отключения всего стояка. Замена кранов на «американке», как и монтаж, требует минимальных усилий. Большинство «американок» имеет форму шестигранника, их установка на батареях выполняется с помощью обычного гаечного ключа. Но в некоторых моделях гайка снабжена двумя выступами, для которых предусмотрен специальный ключ. Первый вариант, несомненно, более удобный, поскольку гаечные ключи в домашнем хозяйстве используются довольно часто, а потому всегда находятся под рукой.
При первой установке крана для батареи отопления все резьбовые соединения собирают без уплотнения. Таким способом выясняют, хорошо ли детали подходят друг к другу и насколько свободно они двигаются. Зная это, можно определить количество уплотняющего материала, которое понадобится для данного резьбового соединения. Недостаток уплотнителя приведет к появлению течи, но его избыток еще более нежелателен: во время закручивания гайка может лопнуть, единственный выход в этом случае — замена всей детали.
Способы уплотнения соединений
Если профиль резьбы не имеет острой кромки, в качестве уплотнителя можно использовать ФУМ ленту. Однако в среде опытных специалистов этот современный материал не прижился, самым надежным уплотнителем они считают лен. Тонкую прядь этого материала, собранную в жгут, наматывают на патрубок, начиная с его торца. Направление намотки должно быть противоположным направлению резьбы. Лен должен заполнять резьбу на всю глубину, при этом каждым новым витком следует частично перекрывать предыдущий. Уплотнение будет более надежным, если резьба снабжена насечкой, препятствующей прокручиванию льняной обмотки. Резьбу детали перед установкой следует промазать упаковочной пастой «ЮниПак» или аналогичной.
Установка на полипропиленовые трубы с помощью муфт переходников.
Если система отопления выполнена из полипропиленовых труб, то металлические шаровые вентили на батареях отопления устанавливаются посредством муфт-переходников. Все резьбовые соединения в этом случае уплотняют по описанному выше способу.
Краны Маевского часто комплектуются прокладкой из резины или другого материала, поэтому в уплотнении ФУМ лентой или паклей не нуждаются.
Когда установка или замена всей запорной и регулирующей арматуры произведена полностью, необходимо выполнить пробный запуск системы. Это даст возможность проверить герметичность всех соединений и функционирование кранов в рабочих условиях. При этом важно убедиться, что система полностью развоздушена и рабочая среда циркулирует в ней нормально. В резьбовые соединения, в которых были обнаружены протечки, следует добавить небольшое количество уплотняющего материала.
Какой кран на батарее перекрывать. Эксплуатация радиаторов отопления в период отсутствия отопления
Владельцу частного дома выполнить регулировку или ремонт отопительных радиаторов достаточно просто, ведь у него индивидуальная система. Сложнее владельцам квартир, где устроены вертикальные однотрубные системы и какие-либо манипуляции с приборами отопления в зимний период могут отразиться на соседях. Цель данной статьи – разъяснить, как правильно перекрыть батарею в квартире и при этом не нанести вреда окружающим.
Можно ли перекрывать батарею зимой?
Во время отопительного сезона вмешиваться в работу централизованных систем не допускается. Исключением могут служить различные аварийные ситуации: разрывы, протечки и так далее. Но если радиаторы присоединены к системе с умом, то, перекрывая батарею в отопительный сезон, вы не заморозите никого из соседей. Имеется в виду стандартная схема подключения радиатора посредством двух шаровых кранов и при наличии байпасной линии, как показано на фото:
Если ваши отопительные приборы присоединены к стояку именно таким образом, то все очень просто: при необходимости закрываете оба крана, а после проведения работ снова открываете. Даже если жарко, можно перекрыть батарею вручную на какое-то время, чтобы не распахивать окна. Хотя в подобных ситуациях на радиаторы лучше устанавливать термостатические вентили, поддерживающие приемлемую температуру в помещении.
Благодаря правильному подключению отопительный радиатор можно отсекать от системы в любое время года, когда нужно:
- произвести его окраску;
- выполнить промывку;
- поменять батарею, не перекрывая стояк.
Аварийное отключение батареи
А что делать, когда произошла авария и комнату заливает горячая вода, а запорной арматуры нет? Или подводки к батарее не соединены байпасом? В нештатной ситуации временный дискомфорт соседей придется отодвинуть на второй план и перекрыть воду в батарее любым способом.
Ведь в результате прорыва значительные материальные убытки можете понести не только вы, но и соседи снизу, до которых тоже доберется вода.
Совет. Если протечка невелика, вода просто капает в месте соединения, то у вас есть достаточно времени для решения вопроса. Надо подставить какую-нибудь емкость и обратиться по телефону в тепл
Как вручную включить вентилятор радиатора
by Don Bowman
Jupiterimages / Comstock / Getty Images
Изменение вентилятора радиатора на включение вручную обычно выполняется из-за того, что что-то в системе не работает должным образом, а автомобиль владелец не хочет заменять деталь, обычно из-за больших расходов. Управление вентилятором вручную столь же эффективно, а в некоторых случаях даже более того, поскольку о нем не забудут. Если вентилятор не включается, когда автомобиль неподвижен или медленно движется, он перегреется.Вентилятор не нужен, пока автомобиль движется и воздух проходит через радиатор.
Шаг 1
Обрежьте провод питания и заземления на жгуте вентилятора, оставив 6 дюймов или более для подключения новых проводов. Закрепите концы жгута отрезка провода изолентой.
Шаг 2
Установите четырехконтактное реле на прочное монтажное место как можно ближе к радиатору. Используйте-дюймовую приводную трещотку и головку, чтобы ослабить и затянуть крепежный болт.Установите переключатель на или под приборной панелью, где это возможно.
Шаг 3
Прикрепите обжим с лопаткой к одному концу провода калибра 16. Присоедините его с помощью обжимного инструмента и подключите к отрицательной клемме реле. Проложите достаточно проводов, чтобы пройти через брандмауэр к переключателю и вернуться к хорошему месту заземления на раме или двигателе. Обрежьте провод у переключателя и прикрепите к нему две плоские клеммы. Прикрепите их к задней части переключателя. Присоедините соответствующий вывод к свободному концу провода и прикрепите его к раме или двигателю.
Шаг 4
Подключите провод калибра 10 от положительной клеммы реле (показано на схеме реле, чтобы перейти к компоненту) к положительному проводу на вентиляторе. Используйте плоскую клемму на конце реле и стыковой разъем на стороне вентилятора. Обожмите клеммы обжимным инструментом.
Шаг 5
Подключите провод калибра 10 от отрицательного провода на вентиляторе к надежному заземлению. Используйте стыковой соединитель со стороны вентилятора и соответствующий контакт со стороны заземления.Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
Шаг 6
Подключите провод 10-го калибра к положительной клемме аккумуляторной батареи, используя соответствующую клемму. Проложите провод к реле и перережьте провод, оставив небольшое провисание. Отрежьте два 3-дюймовых куска провода от катушки и снимите изоляцию с обоих концов обоих проводов. Прикрепите лопатку к одному концу обоих 3-дюймовых отрезков провода.
Шаг 7
Снимите изоляцию с противоположных концов этих проводов.Снимите изоляцию с конца провода положительной клеммы аккумулятора. Установите на конец этого провода стыковой соединитель и обожмите его.
Вставьте оголенные концы обоих коротких проводов в стыковой разъем провода от аккумулятора. Обожмите оба провода в торец. Подключите другие концы обоих коротких проводов плоскими клеммами к оставшимся двум клеммам реле. Подключите положительный полюс к аккумуляторной батарее.
Вещи, которые вам понадобятся
- Инструмент для обжима проводов
- Разные клеммы для проводов
- Один рулон провода калибра 16
- Один рулон провода калибра 10
- Одно 4-контактное реле
- Один электрический выключатель с номиналом Не более 30 ампер
- Один рулон изоленты
- Трещотка для привода ¼ дюйма
- Набор головок для привода ¼ дюйма
Еще статьи
.Балансировка радиатораза 5 простых и быстрых шагов (с фотографиями)
Это руководство является частью нашего нового блога, здесь вы можете увидеть все наши записи.
Балансировка радиаторов — это процесс регулировки клапанов на радиаторах, так что вся система нагревается быстро и эффективно.
Если вы обнаружите, что некоторые из ваших радиаторов долго нагреваются или имеют холодные точки, это руководство для вас.
Хорошая новость в том, что это простая задача, и любой, у кого есть базовые навыки DIY, может легко ее выполнить.
К сожалению, есть плохие новости.
Если вы хотите правильно сбалансировать радиаторы, вам понадобится цифровой термометр, а, скорее всего, у вас его нет. Но не волнуйтесь; для этого есть обходной путь, так что продолжайте читать.
Инструменты, которые вам понадобятся
Для выполнения этой задачи вам потребуются:
Ознакомьтесь с различными клапанами
Большинство радиаторов в Великобритании имеют три клапана:
- Выпускной клапан для выпуска захваченного воздуха.
- ТРВ или колесный клапан для регулировки температуры каждого рад.
- Запорный клапан, на который обычно навинчивается пластмассовая крышка.
Фотографии ниже должны помочь вам идентифицировать каждый клапан:
Выпускной клапан, расположенный на этом радиаторе (щелкните, чтобы увеличить)
Колесный клапан TRV
Запорная крышка и винт
Шаг 1
Первый Шаг — удалить воздух из всех радиаторов в доме. Эта задача выполняется быстро и просто и позволит удалить воздух из радиаторов и труб; только это может решить многие общие проблемы, такие как точки холода в радиаторах.
Если вы не знаете, как удалить воздух из радиаторов, ознакомьтесь с этим руководством.
Ключ выпускного клапана радиатора (щелкните, чтобы увеличить)
Шаг 2
Второй шаг — выключить обогрев и открыть два клапана с обеих сторон радиатора. Один будет выглядеть как колесо, и на нем могут быть цифры. Другой может иметь винт и колпачок, которые вам нужно удалить, открывая небольшой шпиндель, который вы можете повернуть маленьким гаечным ключом.
Снимите пластиковую крышку, раскрутив винт.
Отрегулируйте запорный клапан, поворачивая шпиндель гаечным ключом.
Шаг 3
Теперь все клапаны полностью открыты; нужно включить систему отопления и записать порядок нагрева радиаторов.Ближайший к котлу нагревается первым, а самый дальний — последним.
Порядок ввода в эксплуатацию (щелкните для увеличения)
Шаг 4
Выключите отопление и дайте радиаторам остыть. Подойдите к первому радиатору в вашем списке, закройте клапан Lockshield и затем откройте его на четверть оборота.
Теперь вы должны полностью открыть TRV / колесо и частично открыть Lockshield.
Включите систему и дождитесь, пока радиатор нагреется, и снимите показания температуры с трубы чуть ниже ТРВ / колеса.Теперь возьмите другое чтение из трубы через клапан запорного на противоположном конце радиатора. Теперь отрегулируйте запорный клапан гаечным ключом так, чтобы разница между двумя показаниями составляла от 11 ° до 13 °.
Возможно, вам придется подождать несколько минут после каждой регулировки, прежде чем снимать показания температуры, поскольку для нагрева радиатора потребуется некоторое время.
Шаг 5
Теперь повторите этот процесс для каждого из оставшихся радиаторов в вашем списке. По мере того, как вы удаляетесь от котла, запорный клапан должен будет открываться немного больше.
Это не редкость, когда запорный клапан в первом радиаторе открывается примерно на четверть оборота, тогда как на последнем радиаторе может потребоваться его полное открытие.
Нет термометра?
Есть обходной путь для тех из вас, у кого нет термометра.
Вы должны открыть запорный клапан на первом радиаторе на четверть оборота.
Теперь откройте запорный клапан на последнем радиаторе в вашем списке.
Запорный клапан каждого радиатора между ними должен открываться немного больше, чем у предыдущего радиатора.
Для небольшой квартиры или дома с пятью радиаторами это будет выглядеть примерно так:
- Lockshield 1 — открыт на 25%
- Lockshield 2 — открыт на 35%
- Lockshield 3 — открыт на 50%
- Lockshield 4 — 75 % открыто
- Lockshield 5 — 100% открыто
Хотите использовать наши изображения или фотографии на своем сайте или в блоге? Прочтите это в первую очередь.
Как часто радиаторы нуждаются в балансировке?
Это нужно сделать только один раз.
Однако вам нужно будет повторить процесс, если:
- Вы устанавливаете новый котел
- Вы добавляете дополнительный радиатор в систему
Удаление воздуха из радиатора должно производиться чаще, старые системы допускают попадание большого количества воздуха в систему. воздух из трубопроводов следует удалять один раз в год.
Более современные и эффективные системы могут нуждаться в удалении только каждые несколько лет или около того.
Помните
Балансировка означает, что все радиаторы будут нагреваться с одинаковой скоростью.
Если вы предпочитаете, чтобы одна комната нагревалась быстрее, чем другие, откройте клапан Lockshield на радах в этой комнате немного больше.
Если у вас есть комнаты, которые не используются очень часто, вы можете отложить время прогрева радиатора, немного закрыв клапан Lockshield.
По-прежнему испытываете проблемы с радиаторами?
Процесс удаления воздуха из радиатора и балансировки решает наиболее распространенные проблемы, такие как точки холода и медленное время прогрева.
Если проблема не исчезнет, следующим шагом будет промывка системы. Этот проект включает в себя промывание всей системы центрального отопления водой и химикатами для удаления шлама и ржавчины, которые могут блокировать трубы и радиаторы.
Если промывка под давлением не помогает, следующие шаги включают замену радиаторов, трубопроводов или котлов.
Не хотите самостоятельно балансировать радиаторы?
Мы вас не виним.
Эту работу часто выполняют сантехники, теплотехники и разнорабочие.
Нажмите на ссылку ниже, чтобы получить предложение от нашего партнера:
Получить предложение онлайн.